На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Технический музей ОАО АВТОВАЗ. Часть 5, флот.

Предыдущие части обзора:
1. Бронетехника;
2. Инженерная техника;
3. Артиллерия.
4. Авиация.

После длительного перерыва возвращаюсь в ЖЖ и продолжая начатую летом серию постов с обзором замечательного музея в Тольятти. Сегодня обозрю морскую тематику, представленную в экспозиции. Посмотреть тут тоже есть на что.

Главным экспонатом этой категории является, без сомнения, подводная лодка Б-307 проекта 641Б «Сом».
1.


Вот что писало о ней в 2006 г. Агенство Национальных Новостей:

«...Это самая большая дизельная подлодка в составе ВМФ РФ.
Уникальность музейного экземпляра в том, что, в отличие от других подводных лодок, приобретенных музеями, тольяттинскую субмарину транспортировали от Кронштадта до Автограда целиком, не разрезая судно на части. Б-307 была построена на Горьковском судостроительном заводе в 1979 году. Всего таких лодок на вооружении Военно-морского флота РФ было 18. Длина судна – 91 м, высота – 14 м, вес – 2000 т. Б-307 могла находиться в автономном плавании 90 суток. На ней было установлено 32 противолодочные мины и 24 торпеды. Руководство тольяттинского технического музея еще в 1998 г. просило командование Балтийского флота продать какую-нибудь списанную подлодку. Как раз в это время готовилась к списанию Б-307, около 20 лет прослужившая морякам верой и правдой.

В 2001 г. субмарина была оформлена, как музейный экспонат. Сначала флот хотел просто подарить лодку музею, но этого не позволили сделать федеральные власти: ведь по закону федеральная собственность не может отдаваться даром. Пришлось музею лодку купить, правда, за символическую цену (768 тыс. рублей). Подводная лодка Б-307 должна была оказаться в Тольятти уже летом 2003 г. Однако, из-за того, что в Баренцевом море при транспортировке К-149 произошла трагедия, в результате которой погибли люди, Министерство ВМФ потребовало, чтобы при транспортировке в Автоград Б-307 были усилены меры безопасности. На это ушло немало времени. Перед перегоном лодку освободили от твердого и жидкого балласта общим весом в 354 т и «посадили» на понтоны. На этих понтонах, прикрепленных к лодке с обеих сторон, два буксира и доставили субмарину в Тольятти. На перегон из Санкт-Петербурга в Автоград ушел месяц.

Будущий экспонат музея пришвартовали в тольяттинском речном порту, а потом отогнали в поселок Приморский, где для Б-307 был специально сооружен причал. Осенью 2004 года субмарину вытащили из воды на сушу, а зимой 2005-го ее по специально расчищенной дороге длинной в 4,5 км доставили в музей. »

2.


Лодка успела ранее засветиться при участии в съемках фильма «Особенности национальной рыбалки». Герои картины при помощи подлодки переправляли в Финляндию контрабандную водку.

На саму лодку экскурсий пока нет. Теоретически забраться на нее можно, есть лестница, но лодка находится за оградой музея, чтобы до нее добраться, нужно проскакать пару километров, чего мне не хотелось, поскольку я и так ноги стер едва ли не до основания, бродя по музею :)

На первой фотографии видно торпеду, стремящуюся вылететь из торпедного аппарата в носовой части. Чтобы рассмотреть ее поближе, необязательно забираться на лодку. В экспозиции можно увидеть и торпеды, и торпедные аппараты различных модификаций.

3. Противокорабельная торпеда 53-57.



Принята на вооружение в 1957 г. Стала последней отечественной прямоидущей торпедой с зарядом обычного взрывчатого вещества для поражения надводных кораблей. Особенность торпеды 53-57 заключалась в том, что энергосиловая установка имела высокооборотную газовую турбину. Топливом служил керосин, а окислителем — маловодная перекись водорода (5% концентрации). Для образования парогазовой смеси использовалась морская забортная вода. Скорость торпеды до 45 узлов и дальность хода до 18 км, глубина хода торпеды 2-14 м. Калибр торпеды составлял 533 мм, длина 7,6 м, вес торпеды около 2 т. Вес взрывчатого вещества в боевой части 306 кг. Торпедой 53-57 вооружались дизельные подводные лодки и атомные подводные лодки первого поколения.

4. Корабельная противолодочная торпеда СЭТ-53.



Торпеда СЭТ-53 (изделие 238) была принята на вооружение подводных лодок и надводных кораблей в 1958 г.
Система наведения торпеды была построена на пассивном акустическом принципе. Она реагировала на шумы подводной лодки, идущей со скоростью 9 узлов и более на глубине 20-200 м.
Система управления торпедой по глубине была разработана в виде сильфонно-маятникового прибора. Она выводила торпеду на заданную глубину поиска и исполняла при наведении команды от системы самонаведения. При потере цели и прекращении сигналов от системы самонаведения торпеда удерживалась на той глубине, при которой цель была потеряна.
Скорость хода торпеды 23 узла, дальность хода 7,5 км. Головка самонаведения способна обнаружить цель в пределах ±60° от продольной оси торпеды.

5. Унифицированный имитатор торпеды УИТ.



Принят на вооружение в 1969 г. Предназначен для имитации боевых торпед. Двигатель электрический. Дальность действия до 10 км.

6. Торпедные аппараты.



Немало вокруг лежит и морских мин и бомб.

7. Корабельная средняя мина КСМ.



Принята на вооружение в 1957г. Мины КСМ ставились с надводных кораблей и предназначались для поражения подводных лодок и надводных кораблей. вес мины ок. 1300 кг. Глубина постановки до 500 м. Взрыватель неконтактный, электрический.

8. Универсальные донные мины УДН.



Поскольку имели калибр 533 мм, могли выстреливаться из торпедного апппарата подводных лодок, сбрасываться с борта надводных кораблей или с самолетов. Взрыватель акустический. Предназначены для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками. Глубина постановки 12-125 м. Приняты на вооружение в 1961 г.

9. Придонная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г.



В 1965 г. поступила на вооружение подлодочная якорная реактивно-всплывающая мина РМ-2Г с неконтактной глубоководной аппаратурой. Она имела прямолинейную траекторию движения боевой части (ракеты) к цели. Такие мины вместе с размещенными в них зарядами взрывчатого вещества после отработки неконтактного гидролокационного отделителя, определяющего глубину нахождения цели, стартовали к ней с помощью собственного реактивного двигателя. Взрыв мин производился в непосредственной близости от цели. Время атаки — считанные секунды.

10. Рактивно-глубинные бомбы РГБ-60,РГБ-12 и РГБ-25.



За правильность маркировки не ручаюсь, с табличками там не очень гуд.
Предназначены для поражения подводных лодок, торпед и подводных диверсантов. Стрельба ведется из пусковых установок. Принимались на вооружение в 50-60-е годы.

11. Пусковая установка РБУ-1200.



Есть в музее и более старые образцы бомбометов.

11. Штоковый бомбомет БМБ-1.



Принят на вооружение в 1940 г. Он позволял выстреливать глубинные бомбы ББ-1 с бортов корабля на фиксированные расстояния 40, 80 и 110 м. Скорострельность бомбомета составляла 3 выстрела в минуту.

12. Бесшточный бомбомет БМБ-2.



Одноствольный бомбомет БМБ-2 был принят на вооружение кораблей ВМФ СССР в 1951 г. Для стрельбы использовались глубинные бомбы советского образца. Калибр 433 мм.
Бомбомет БМБ-2 мог выстреливать глубинные бомбы типа ББ-1 или БПС на дальность 40-120 метров.
К моменту принятия на вооружение БМБ-2, данный вид вооружения уже морально устарел, поэтому они постепенно были заменены на более современные РБУ-2500.

Морских минных тралов в музее тоже предостаточно.
Опознал там вибраторы буксируемого акустического трала БАТ-2 и контактный глубоководный трал МТ-3У.
13.


Теперь перейдем к ракетному вооружению.

14. Управляемая ракета В-600 универсального ракетного комплекса М-1 «Волна».



Комплекс принят на вооружение в 1964 г. Скорость полета ракеты — 600 м/с, максимальная высота стрельбы — 10 км.

15. Крылатая ракета 85РУ универсального ракетного комплекса УРК-5 «Раструб-Б».



На вооружение противолодочных надводных кораблей был принят В 1984 г. Является результатом модернизации комплексов УРПК-3 и УРПК-4. Отличием нового комплекса выступает его универсальность по целям — он может применяться для поражения как подводных лодок, так и надводных кораблей.

Крылатая ракета 85РУ комплекса УРК-5 имеет дальность стрельбы 50 км, маршевая скорость ракеты 0,95 М, высота полета до 400 м. В качестве боевой части использована малогабаритная противолодочная самонаводящаяся торпеда УМГТ-1. Ее скорость — 41 узел, дальность хода 8 км, глубина хода 500 м, радиус реагирования системы самонаведения 1,5 км. УМГТ-1 отделяется от ракеты в расчетной точке маршевой траектории, приводняется на парашюте, осуществляет циркуляционный поиск цели, наводится на цель и поражает ее.

Для поражения надводных кораблей ракета комплекса УРК-5 имеет тепловую головку самонаведения и дополнительный заряд взрывчатого вещества, расположенный в гондоле ракеты.

16. Ракета Р3-13 корабельного зенитного ракетного комплекса «Оса-М».



Комплекс принят на вооружение ВМФ в 1973 г. Скорость полета ракеты — 500 м/с,зона поражения по высоте до 5 км, по дальности — до 9 км.

17. Пусковая установка КЛ-101 (ПК-16) постановщика активных помех.



Принят на вооружение в 1973 г. Стрельба ведется 82-мм турбореактивными противорадиолокационными снарядами на дальность до 3,5 км. Время залпа пакета из 16 стволов — 8 с.
Снаряды радиолокационных помех в зависимости от типа отражателей могут образовывать ложные цели, эффективно действующие в диапазоне волн от 2 до 12 см в течение 5-10 минут (в зависимости от метеоусловий).
Снаряды тепловых помех создают ложные цели, эффективно действующие в диапазоне длин волн 2-5 микрон в течение 50-80 секунд.

Были в музее и другие интересные экспонаты морской тематики, некоторые из них мне опознать не удалось. Например, вот такую установку:

18.



Просто теряюсь в догадках по поводу назначения данного агрегата, если кто подскажет, буду благодарен. Таблички, поясняющей это, в музее естественно, нет. Вот оно с другого ракурса.

19.



Это далеко не вся экспозиция музея АвтоВАЗа, посвященная флоту, есть там еще, к примеру, ПЛУР 81Р «Вьюга», много торпедных аппаратов и бомбометов, ускользнувших от моего внимания, но основную часть я вроде обозрел.

В следующей части обзора музея речь пойдет о ракетной технике, которой в Тольяттинском музее чрезвычайно много.

http://community.livejournal.com/war_museum/81813.html

Картина дня

наверх