На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Наперегонки за чаем

Одна из самых красивых страниц английской чайной традиции связана с гонками чайных клиперов, которые проходили во второй половине 19-го века. Суэцкого канала тогда еще не было и корабли из Индии и Китая шли вокруг Африки. Около трех месяцев. Чай портился (море, сыро…) и время в прямом смысле превращалось в деньги.

В 1845 г. американцы построили парусник нового типа, с более обтекаемым корпусом и множеством парусов — клипер, который отличался необычайной быстроходностью. Доставляя к американским берегам партии чая непосредственно из Китая за какие-нибудь три месяца, клиперы побивали все существовавшие тогда рекорды скорости перевозок. Вскоре они стали доставлять чай и в Англию, что впервые создало острую конкуренцию обычным парусным судам, которым требовалось 12—15 месяцев, чтобы добраться с товарами из Китая до родных берегов.

Начало чайных гонок восходит к первой половине XVII века.

1610 год- Португальский корабль из Макао приходит в Лиссабон. Среди доставленных грузов несколько тюков с чайным листом. Русские уже знают это растение, поскольку караваны из Китая стали доставлять в Россию чай еще в 1600 году. Западная Европа познакомилась с чаем в 1610 году.1640 год- Настойка из чая подается в Лондоне только в заведении некоего Томаса Гарвея. Этого, конечно, мало, чтобы завоевать столицу. Так, Самюэль Пепис упоминает о чае в своем дневнике лишь в 1660 году: «Я попросил принести чашечку чаю (это китайский напиток), который отведал впервые».
Во Франции чай появился, по-видимому, в то же время, что и в Англии. Медики объявляют его вначале вредным. Тогда поднимают голос защитники чая и хвалят его с не меньшей страстью, чем ругают противники. По их словам, чай – панацея, «которая предупреждает болезни головы, желудка и кишок, катары, разные воспалительные процессы, приливы и недомогания, ревматизмы, появление песка в моче – следствие разгульной и невоздержанной жизни». Но для потомков галлов такой язык неубедителен. В 1686 году Людовику XIV предписывают чай «для улучшения пищеварения и предупреждения жара и головокружения», но подавляющее большинство подданных продолжает игнорировать китайский напиток, прежде всего по причине его дороговизны и редкости. И только в конце XVIII века англичанам удается приучить Францию к чаю.
  Кстати французский писатель А. Дюма-отец, автор «Grand Dictionnaire de Cuisine» считал, что «лучший чай пьют в Санкт-Петербурге и в целом по всей России», поскольку чай плохо переносит морские перевозки, а Россия единственная из европейских стран могла ввозить его по суше прямо из Китая.

Россию чай завоевывает, а Англию просто-напросто покоряет. В 1776 году англичане импортируют уже шесть тысяч фунтов чая в год.
 Поскольку англичане поняли, что чай теряет свои качества во время долгих переходов, инженеры-судостроители постоянно работали над улучшением и увеличением размеров кораблей сделали из них истинных гончих морей.

1840 год- Анна, герцогиня Бедфордская, вводит в моду среди аристократии вечерний чай (afternoon tea). Чай постепенно становится салонной традицией, но все-таки, количество британцев, пьющих кофе пока еще превышает количество пьющих чай. В середине века в Англии издается закон, ограничивающий продажу алкогольных напитков, но стимулирующий продажу напитков безалкогольных (закон о «файф-о-клоке»). Все это способствует росту популярности чая, который начинает превосходить по популярности кофе.
Середина XIX в- к тому времени в лучших домах Лондона научились тонко различать сорта и марки чая, ценить его вкусовые достоинства, во многом зависевшие от упаковки, метода и длительности транспортировки этого «чувствительного» продукта. Особенно ценились партии чая, доставленные из Китая после первого весеннего сбора (в середине апреля) наиболее нежных и ароматных «типсов», и эти партии ожидались в Лондоне с особенным нетерпением.  Это  подстигнуло прогресс создания новых морских судов.
В 1845 г. американцы построили парусник нового типа, с более обтекаемым корпусом и множеством парусов — клипер, который отличался необычайной быстроходностью. Доставляя к американским берегам партии чая непосредственно из Китая за какие-нибудь три месяца, клиперы побивали все существовавшие тогда рекорды скорости перевозок. Вскоре они стали доставлять чай и в Англию, что впервые создало острую конкуренцию обычным парусным судам, которым требовалось 12—15 месяцев, чтобы добраться с товарами из Китая до родных берегов. Первым клипером, который доставил товар из Индии в Англию был «Ориентал». 3 декабря 1850 года он прибыл в Лондон после 97 дней пути. Этот рекорд вдохновил британских судостроителей построить свой быстроходный парусник. Первым их детищем был клипер «Сторнэвэй», построенный в 1850 году.
Англия начала строить свои клиперы. В целом они были похожи на американских «прародителей». Однако отличие в строении кормы делало их менее быстроходными при сильном ветре и более скоростными при слабом и умеренном. Америку и Англию охватил дух соревнования. В гонку «кто быстрее доставит чай» включились все, кто имел отношение к чайной индустрии и мореходству.

Самый известный в мире чайный клипер "Катти Сарк"

Смысл гонок был очень простым – чай при перевозке по морю портился. И капитан, которому удавалось сократить время доставки, срывал немалый куш. Именно тогда появилась традиция помечать упаковки с разными сортами чая разноцветными полосами. Эту традицию и сейчас соблюдает компания «Ахмад».
Эти международные соревнования длились относительно недолго. С середины 1800-х Америка постепенно самоустранилась от парусных соревнований. Но и без заморского «соперника» у англичан оставалось еще достаточно запала для продолжения гонок.
Дух соревнования вспыхнул с новой силой в 1853 году, когда в Китае открылись новые торговые порты. Они находились гораздо ближе к районам выращивания чая, чем прежние. Поэтому продукт поступал на борт более свежим, и клиперы могли отправиться в путь в конце мая — начале июня. Иногда это случалось даже до завершения всей бумажной волокиты, сопутствующей бизнесу, — гонки не терпели промедления. Корабли пулей проносились по Южнокитайскому морю, выходили в Индийский океан, огибали самую южную точку Африки — Мыс Доброй Надежды. Потом мчались по Атлантическому океану, по Английскому Каналу (Ла-Манш) к устью Темзы, откуда парусники на буксире доставляли к Лондону. Груз корабля-победителя продавался по самой высокой цене, а капитан и команда получали награду от благодарных владельцев чайного груза.

Но не только материальная сторона дела подстегивала экипаж быть первыми. Экипаж клипера (около 40 человек) состоял из опытных моряков, которые гордились судном, на котором плавали, и своими профессиональными качествами. Поэтому для них было делом чести преодолеть все препятствия Мирового Океана и привести родной клипер в порт до того, как туда прибудут «конкуренты».
Дух соревнования был так силен, что доводил порой до курьезных инцидентов. Типичный пример — история о позолоченной фигуре петуха, которую выставила на корабле команда клипера «Фермопилы». Другие команды сочли это за оскорбление, ведь «Фермопилы» еще не выиграли гонку. Поздно вечером, когда экипаж «выскочек» находился на берегу, моряк с клипера «Тайпин» пробрался на корабль и украл фигурку. Обнаружив пропажу, команда «Фермопил» разозлилась, и до отплытия произошло немало стычек между ними и моряками с других клиперов.

Чайный клипер "Фермопилы"

Не только экипажи были захвачены соревнованием. У большинства англичан гонки чайных клиперов были столь же популярны, как скачки, крикет и состязание гребных восьмерок. У клиперов были свои болельщики, которые держали пари на исход гонки, а судовладельцы, чайные купцы и капитаны клиперов бились об заклад немалыми суммами. Победителей встречали огромной толпой и овациями. И это было еще одной причиной, кроме денег, которая побуждала экипаж «изо всех парусов» стремиться к финишу.
30 мая 1866 года состоялась самая знаменитая гонка чайных клиперов, которую выиграл "Тайпинь", обогнавший "Ариэль" на 12 минут !!! при общей продолжительности гонки 99 дней.
 С открытием Суэцкого канала в 1869 году гонки потеряли смысл. Последняя чайная гонка состоялась в 1871 году, ее выиграла "Титания".

http://georgs53.ya.ru/replies.xml?item_no=42450&for_repl...

Картина дня

наверх