На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Музей-пароход «Святитель Николай»

Музей-пароход «Святитель Николай» имеет довольно интересную судьбу. Сам музей был открыт к 100-летию Ульянова-Ленина в 1970 году, когда восстановленный пароход «Святитель Николая» поставили в центре Красноярска.

Сам пароход был построен в 1887 году в Тюмени на заводе Курбатова по заказу сибирского промышленника Сибирякова. Две паровые машины и туерную лебёдку для подъема на порогах изготовили в Швеции.

 

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай

 

Его длина составляла 56,2 м, ширина 8,25 м, осадка с полным грузом 1,25 м. Паровая машина мощностью 160 л. с. вращала гребные колеса, которые обеспечивали скорость движения парохода против течения реки до 8 км/ч.

 

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай. Гребное колесо

Корпус парохода имел простейшие прямоугольные шпангоуты, скругленные в скуловой части. Для управления судном использовался руль, состоявший из деревянного пера, вставленного передней частью в кованую стальную раму-рудерпис, сопряженную с баллером. Перо руля крепилось к кринолину цепным сорлинем. В носовой части на палубе имелся якорно-швартовный ручной шпиль, барабан которого приводился в движение при помощи вымбовок – деревянных строганых брусьев длиной более метра, вставлявшихся в гнезда драмгета шпиля. Этот шпиль применялся для выборки швартовных канатов и шеймы – якорной цепи, проходившей через якорный клюз. Адмиралтейские якоря с железными штоками крепились по-походному на двух фишбалках с талями и гаками.

Для буксировки в носу парохода имелся кнехт, называемый «уши». Швартовные крестовые чугунные кнехты располагались по три с каждого борта, два в носу и один в корме. Каюты первого и второго классов для пассажиров находились на палубе. Гребные колеса на уровне палубы были защищены обносами – специальными конструкциями, имеющими мощные деревянные привальные брусья, закрывавшие колеса по ширине. Сверху над ними был укреплен бортовой металлический кожух, на котором размещался открытый ходовой мостик.

В нос и в корму от кожуха колес на обносах находились служебные помещения, между колесами внизу машинное отделение, а за ним котельный кожух. За кормовым пассажирским помещением шел румпельный привод, закрытый сверху деревянной решеткой. Штуртрос проходил с левого и правого бортов в рубку по роликам в коробках с внутренней стороны фальшборта.

От машинного отделения в нос парохода были установлены симметрично диаметральной плоскости два трапа.

На прогулочной палубе вдоль леерного ограждения стояли скамейки (по шесть с каждого борта).

Движителем парохода служили гребные колеса с горизонтальной осью, частично погруженные в воду. Каждое колесо состояло из трех колец, на окружности которых шарнирно закреплялись 10 деревянных плиц. В горизонтальной плоскости они были эксцентрически смещены в сторону носа по отношению к оси вала гребного колеса.

При вращении гребных колес кольца с рычагами вращались на эксцентрически смещенной оси, и плицы во время движения их в воде поворачивались в наиболее эффективное для упора положение.

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай

1 – якорный клюз, 2 – шейма (основная якорная цепь), 3 – привальный брус, 4 – адмиралтейский якорь, 5 – фиш-балка, 6 – фор-штаг, 7 – фальшборт, 8 – крестовый чугунный кнехт, 9 – круглый иллюминатор, 10 – тамбур входа в носовые помещения под палубой, 11 – мачта, 12 – надстройка, 13 – прямоугольный иллюминатор, 14 – ванты, 15 – леерное ограждение, 16 – спасательный круг, 17 – прогулочная палуба, 18 – дымовая труба, 19 – штурвальная рубка, 20 – бортовой отличительный огонь, 21 – мостик, 22 – кожух гребного колеса, 23 – гребное колесо с деревянными плицами и эксцентриковым механизмом, 24 – деревянный кранец, 25–паровой свисток, 26 – форсовая труба предохранительного клапана, 27 – буксирный гак на дугообразной скобе, 28 – переходной трап, 29 – буксирная арка, 30 – кормовое пассажирское помещение, 31 – флагшток, 32 – сорлинь, 33 – перо руля, 34 – кронштейны обноса, 35 – механизм поворота плиц, 36 – решетки защиты румпельного привода, 37 – деревянный привальный брус, 38 – бортовая надстройка на обносе, 39 – -трап для выхода на прогулочную палубу, 40 – скамейка для пассажиров, 41 – вентиляционный дефлектор, 42 – пожарные ведра, 43 – якорно-швартовный ручной шпиль, 44 – палубный клюз шеймы, 45 – прямой кнехт («уши»), 46 – жесткий тент, 47 – деревянный настил бортовых обносов.

В первое плавание пароход отправился в 1887 году. Пароход ходил от Красноярска до Минусинска вверх по течению, и от Красноярска по Енисейска вниз по течению.

Пароход имел 6 кают 1-го класса (одно, двух и трёхместных); 8 кают 2-го класса (четырёх, шести и восьмиместных). Пассажиры 3-го класса устраивались с багажом прямо на палубе, со временем для их удобства были построены двухярусные нары.

Топливом служили дрова, которые пилили метрами.

 

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай. Дровишки

В первый раз пароход прославился в 1891 году, когда на нем плавал цесаревич Николай, будущий император Николай II.

Через 6 лет, в 1897 года из Красноярска в Новоселово на пароходе «Святитель Николай» в шушенскую ссылку отправился Владимир Ульянов.

Не смотря на заслуги, в 1927 году пароход списали и из его корпуса сделали нефтеналивную баржу №318. В 1960 году баржу списали.

В 1968 году из того что осталось от парохода «восстановили» вновь пароход. А осталось немного.

Сейчас часть интерьеров восстановлены, в остальных помещениях размещены выставки.

 

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай

Из технических деталей привлекает внимание силовая машина и гребные колеса.

 

Пароход Святитель Николай

Пароход Святитель Николай

Источник: «Моделист-Конструктор», 1980 г.

Картина дня

наверх