Корабль ССВ-33 «Урал»
Большой разведывательный корабль «Урал» (БРЗК ССВ-33 «Урал») — военный корабль, самый большой в мире корабль-разведчик, единственный корабль проекта 1941 «Титан» (по классификации НАТО — Kapusta), самый большой в СССР и России надводный корабль с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ).
Основная информация
Тип Большой разведывательный корабль
Государство флага
СССР (1989—1991)
Россия (1991—2001)
Порт приписки Тихоокеанск
Принадлежность ТОФ
Верфь Балтийский завод имени С.
Орджоникидзе, Ленинград
Спущен на воду Май 1983
Введён в эксплуатацию 7 января 1989
Выведен из состава флота 2001
Современный статус Утилизация
Параметры
Тоннаж 32 780 т/ 36 500 т
Длина 265 метров
Ширина 30 метров
Высота 70 метров
Осадка 7,5 метра
Бронирование отсутствует
Технические данные
Силовая установка ЯЭУ типа ОК-900, 2 х 171 МВт,
2 котла ВДРК-500,
2 турбозубчатых агрегата ГТЗА-688
Винты 2 винта
Мощность 66 500 л. с.
Скорость 21,6 узлов
Автономность плавания 180 суток
Экипаж 950 человек
Вооружение
Артиллерия
2 x 76-мм АУ АК-176
4 x 30-мм АК-630
4 x 12-мм спаренных пулемётных установки «Утёс-М»
Зенитное вооружение
ПЗРК «Игла» (16 ракет 9М-313).
Авиация
Вертолёт Ка-32
История создания
Во время холодной войны, в эпоху противостояния двух мировых центров — СССР и США, противоборствующие стороны искали возможности получить доступ к разнообразной стратегической информации о «вероятном противнике», скрывая в то же время секреты собственные.
Одим из таких секретов был ракетный полигон в южной части Тихого океана, который США использовали для пусков своих баллистических ракет.
Советский Союз не мог в достаточном объёме отслеживать испытания американских ракет на конечной траектории: военных баз в регионе у СССР не было, а гражданские корабли, нёсшие на себе специальные контрольно-измерительные комплексы (например, «Академик Сергей Королёв», «Космонавт Юрий Гагарин» или «Космонавт Владимир Комаров»), не имели активных радиолокаторов и предназначались для работы по ответчикам отечественных космических объектов.
Таким образом, возникла необходимость в специальном боевом корабле, который был бы способен собирать весь объём доступной информации о любом субкосмическом объекте на любой части его траектории в любом районе земного шара.
Заложили «Урал» в июне 1981 года, спустили на воду в 1983 году, а 6 января 1989 года на корабле был поднят Военно-морской флаг.
В российском и советском флотах уже существовали корабли с подобным именем: в Цусимском сражении участвовал вспомогательный крейсер «Урал», во время Великой Отечественной войны на Балтике воевал минный заградитель «Урал». В современной России служит пограничный сторожевик «Урал».
Большой разведчик «Урал» получил бортовой номер ССВ-33. Аббревиатура ССВ расшифровывается, как «Судно Связи» — так в Советском ВМФ называли и разведывательные корабли.
Устройство корабля
Есть версия, что за основу корабля проекта 1941 («Титан») был взят корпус рудовоза. Вероятно, истоки этого мнения проистекают из того факта, что некоторые корабли-измерительные комплексы (тот же ЦУП «Космонавт Юрий Гагарин») действительно строились по такому принципу.
Также, по мнению большинства источников, «Урал» своей энергетической установкой идентичен ТАРК проекта 1144 «Орлан» (из чего часто делается ошибочный вывод о принадлежности «Урала» проекту 1144).
Кроме ядерной силовой установки, энергию кораблю давали два котла КВГ-2, работающих на мазуте — в носовом и кормовом машинных отделениях. Резервная энергетическая установка предназначалась для использования в портах, так как реакторы полагалось глушить до входа в территориальные воды страны с целью исключения возможных неприятностей.
Будучи боевым кораблём, «Урал» нёс вооружение — по одной 76-мм артиллерийской установке на носу и в корме, четыре шестиствольные 30-мм артустановки «Ока» и четыре двуствольные 12,7-мм пулемётные установки «Утёс-М». Боезапаса должно было хватить минимум на 20 минут боя.
Кроме того, корабль имел ангар, в котором размещался вертолёт Ка-32.
В мощной трехъярусной надстройке и в просторных мачтах располагались многочисленные боевые посты-лаборатории.
Всего экипаж корабля составлял 890 человек, из них не менее 400 — офицеров и мичманов. Персонал разведывательного комплекса подразделялся на 6 специальных служб.
Основой радиоэлектронного оснащения корабля является разведывательный комплекс «Коралл», в том числе включающий в себя две ЭВМ типа «Эльбрус» и несколько ЭВМ «ЕС-1046».
Боевая служба
В 1989 году, после вступления в строй, «Урал» совершил 59-дневный переход к постоянному месту несения своей службы — на Тихий океан.
В этом походе «Урал» сопровождала атомная подводная лодка. По пути «Урал» посетил и некоторое время стоял в Камрани.
На Тихом океане «Урал» базировался на город Тихоокеанск (он же Фокино, среди моряков известный как «Тихас» и имеющий почтовый адрес «Шкотово-17»).
Для «Урала», как и для других больших кораблей ТОФ: ТАКР «Минск» и ТАКР «Новороссийск», не было причальной стенки достаточного размера, и поэтому большую часть времени «Урал» находился на «бочке» в заливе Стрело́к.
БРЗК ССВ-33 «Урал» стал флагманом 38-й бригады разведывательных кораблей (ОСНАЗ) ТОФ. Кроме него, в бригаду также входили ССВ-80 «Прибалтка», ССВ-208 «Курилы», ССВ-391 «Камчатка», ССВ-464 «Забайкалье», ССВ-465 «Приморье», ССВ-468 «Гавриил Сарычев», ССВ-493 «Азия», ССВ-535 «Карелия».
Из-за многочисленных поломок и аварий «Урал» так и не попал туда, для чего и строился — к атоллу Кваджалейн, к месту ракетного полигона Вооружённых сил США, но и с места своего постоянного базирования «Урал» успешно контролировал северную часть Тихого океана, перехватывая радиообмен в сетях ВМС, ВВС и ПЛО США и Японии.
Аварийность
Ещё на стадии испытаний выявились проблемы в эксплуатации корабля: сбоила система охлаждения ядерного реактора, некорректно работали компьютерный комплекс, некоторые комплексы сбора информации. Это были новейшие разработки, опыт использования которых ещё не был накоплен.
На стадии строительства, на Балтийском заводе, на корабле не произошло ни одного аварийного случая по вине экипажа. Единственный случай небольшого возгорания на ГКП, быстро ликвидированного силами экипажа, произошёл по вине заводской сварщицы, производившей сварочные работы без надлежащего обеспечения. Первый экипаж прошёл серьёзную и длительную подготовку к эксплуатации такого сложного корабля.
Проблемы начались после перехода корабля к месту постоянного базирования. Сразу же после перебазирования, в соответствии со знаменитым решением Верховного Совета СССР[2] по освобождению от воинской службы бывших студентов, практически все высокоподготовленные младшие флотские специалисты срочной службы были уволены в запас, оголив тем самым экипаж уникального корабля.
Вскоре после перехода на ТОФ, летом 1990 года на «Урале» случился пожар, в котором был выведена из строя кормовая машина: в результате пожара выгорели электрические кабели, идущие от кормового котла. Больше года энергообеспечённость корабля обеспечивала одна только носовая машина, но осенью 1991 года сгорела и она. После этого несколько месяцев всю энергию кораблю давали аварийные дизель-генераторы.
В этом сказывалась общая некомпетентность экипажа корабля, что обусловливалось наличием негативных сторон в системе подготовки новых младших флотских специалистов из числа матросов срочной службы.
Денег на ремонт в распадающейся стране не было.
Инциденты с гибелью людей
В несчастных случаях гибли члены экипажа корабля:
В 1987 г. от сердечной недостаточности в трюме погиб рабочий Балтийского завода.
B 1988 г., когда корабль находился у стенки Балтийского завода, скончался матрос срочной службы от употребления метилового спирта.
Зимой 1990 года из-за обострения болезни в госпитале Владивостока скончался матрос с «Урала».
В январе 1991 года при попытке дезертировать (из-за неуставных взаимоотношений) и добраться до берега вплавь на спасательном плотике замёрз и погиб матрос.
В 1991 году матрос спас задыхающихся в цистерне авиатоплива двух офицеров, мичмана, матроса, пожертвовав своим собственным изолирующим противогазом. Проводивший реанимационные действия корабельный хирург старший лейтенант медицинской службы М.Габриелян вернул к жизни отравившихся парами авиатоплива военнослужащих, кроме матроса, спасшего своих сослуживцев и ещё одного пострадавшего: матроса Давлетшина и старшину 1 статьи Зубакина, скончавшихся в результате полученной сильнейшей интоксикации. Запись похорон передавали по корабельной сети.
В конце декабря 1991 года в несчастном случае на берегу погиб старший помощник командира корабля.
Летом 1992 года покончил жизнь самоубийством (повесился) недавно призваный матрос срочной службы.
Уже при постановке корабля в завод на прикол на нём в результате несчастного случая погиб рабочий завода, находящийся в состоянии алкогольного опьянения.
Утилизация
В 2001 году сходивший всего лишь в один боевой поход корабль окончательно списали и поставили на прикол к отдалённому пирсу. Рядом с ним тоже на приколе находился собрат по несчастью — ракетный крейсер «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»).
В апреле 2008 года был проведён тендер на утилизацию корабля и его ядерной энергоустановки.
Командиры корабля
Капитан 1-го ранга Кешков (1983—1991)
Капитан 2-го ранга Яриш (1991-?)
Капитан 1-го ранга Туган-Барановский (?-?)
Капитан 1-го ранга Максимчук (?-?)
Капитан 1-го ранга Стуканев (?-2000)
Капитан 1-го ранга Гранин (2000-2002)
Капитан 1-го ранга Бакунец (2002—2008)
Интересные факты
Главный конструктор «Урала», Архаров М. А., получил за этот уникальный проект медаль и звание Героя Социалистического труда. Кроме того, будучи гражданским лицом он получил воинское звание «контр-адмирал».
Корабль имеет построечный (постоянный) крен — 2 градуса на левый борт.
Благодаря своей уникальной конструкции «Урал» является единственным трёхмачтовым боевым кораблём в мире (если не считать входящие в состав многих ВМС учебные парусные корабли).
«Урал» — один из редких кораблей, избавленный от засилия крыс. На грызунов губительно действовала работа аппаратуры разведывательного комплекса корабля.
В 1988 году «Урал» посещал Генеральный секретарь ЦК КПСС, в дальнейшем первый и последний Президент СССР Михаил Горбачёв. Для него специально срезали часть надстройки и поставили трап, чтоб удобно было подняться на третий ярус. Но всё это оказалось напрасным: на корабль генсек так и не поднялся.
Во время стоянки в Камрани патруль ПДС (противодиверсионной службы) на «Урале» применил оружие (специальную гранату) против неизвестной цели в воде вблизи борта корабля. Это оказалась большая черепаха.
Во время знаменитого пожара главного артиллерийского боезапаса Тихоокеанского флота корабль находился в 1,5-2 км от места возгорания. Несмотря на огромное количество разлетавшихся в разные стороны снарядов и ракет, благодаря умелому руководству командира капитана 1 ранга Кешкова и самоотверженным действиям всего экипажа, ни один снаряд, ракета или осколок не попали в корабль. Экипаж практически под шквальным огнём, ночью, при поддержке всего одного буксира вывел его в безопасное место.
В 1991 году во время погрузки боезапаса пропал ящик 76-мм снарядов. Командир корабля Кешков обратился к экипажу с просьбой вернуть снаряды при соблюдении инкогнито. В течение дня все снаряды были возвращены, а Кешков за каждый принесённый к его каюте снаряд лично благодарил экипаж по «громкой связи».
Осенью 1991 года во время мощного шторма корабль сорвало с «бочки» и вынесло в открытое море. Буксиры выйти в море не могли, нормативное время запуска корабельных машин — от часа до полутора часов. Обездвиженный и беспомощный корабль продрейфовал в сотне метров от каменистого берега о. Путятин. На следующий день экипаж корабля стал получать походный паёк (например, добавилась копчёная колбаса и сгущёнка на завтрак), так как формально корабль стал находиться за пределами рейда, в открытом море.
Внутри команды корабля бытовало предположение, что на судьбу «Урала» повлияла связь между названием проекта («Титан») и его разработчиком (КБ «Айсберг»).
http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php?p=55870