На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Императорская яхта Штандарт

 


 

Яхта «Штандарт» водоизмещением 4500 тонн, построенная на датской верфи по заказу Николая II, была любимицей императора. Название яхты символично. Штандартом называется флаг главы государства, вывешиваемый над местом, где он пребывает. В Европе этот обычай возник в Средневековье. Он подчёркивал величие и могущество монархов. В конце XIX века - начале XX века штандарт, изготовленный из золотистого шёлка с изображением чёрного двуглавого орла и морских географических карт, подымался над яхтой Николая II, когда на ней находился император.


Яхта «Штандарт» отличалась большим комфортом, имела высокие мореходные качества и считалась лучшей во всём мире из подобного рода судов. Американский писатель Роберт Мэсс в своём историческом исследовании «Николай и Александра» пишет о ней: «Где бы ни швартовался 'Штандарт' — на Балтике или у крымских скал, — он был образцом морской элегантности. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно. Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера. Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы. Над надраенными палубами были натянуты белые парусиновые тенты, затеняющие от солнца плетёные столы и стулья. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем. Помимо судовой церкви и просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников».

Присутствие на «Штандарте» августейших особ было обозначено эскортом торпедных катеров. Некоторые из них могли находиться рядом с яхтой, другие медленно курсировали на горизонте.

Днем яхта величаво скользила между островами, щедро рассыпанными у берегов Финляндии, иногда углубляясь в величавые прибрежные заливы. Вечером она застывала на якорной стоянке в какой-нибудь безлюдной живописной бухте. Проснувшись утром, пассажиры «Штандарта» любовались переливающимися на воде мириадами солнечных бликов, жёлтым песком и красным гранитом, поросшим вечнозелёными соснами.

Из-за частых недомоганий императрица редко сходила на берег. Большую часть времени она проводила на палубе. С 1907 года фрейлина Анна Александровна Вырубова (урождённая Танеева] стала компаньонкой Александры Фёдоровны во время летних путешествий императрицы на яхте «Штандарт». В тёплые дни императрица и фрейлина грелись на солнце, музицировали, писали письма, любовались пейзажами. По вечерам, когда государь играл со своими адъютантами в бильярд или курил на палубе набитые им самим папиросы, Александра Фёдоровна и Вырубова читали друг другу вслух или шили при свете электрической лампы.

Обычно в хорошую погоду Николай II с дочерьми совершал долгие прогулки по финскому лесу. Государь часто отпускал сопровождающую охрану и гулял с детьми один. Девочки собирали букеты цветов, лесные ягоды, грибы, растущий на скалах мох, сверкающие волшебными искорками небольшие кусочки кварца. Счастливые, полные впечатлений путешественники возвращались на яхту к полуденному чаю, который пили с родителями на верхней палубе под марши, исполняемые духовым оркестром, и виртуозную игру балалаечников.

Вечером императорская яхта превращалась в колыбель. Её лёгкое покачивание на воде убаюкивало. И когда стюарды подавали в гостиную ужин, есть его порой было некому: императорская семья крепко спала.

На борту «Штандарта» Николай II не освобождал себя от официальных обязанностей. График ежегодного июньского двухнедельного отпуска на яхте император выстраивал следующим образом: два дня в неделю он работал, пять — отдыхал. Во время отдыха на яхту было запрещено подниматься министрам и высоким чинам тайной полиции. Особо важные донесения, документы и прессу на «Штандарт» ежедневно доставлял из Санкт-Петербурга курьерский катер.

В мемуарах Вырубовой подробно рассказано о многих событиях, происходивших на яхте «Штандарт». Когда дочери императора были маленькими, к каждой из них был прикреплён матрос-нянька, на языке моряков «Штандарта» — дядька, который следил, чтобы доверенный ему ребёнок, заигравшись, не упал за борт.

Шло время. Великие княжны подрастали и в конце концов получали родительское разрешение на самостоятельное купание в море. Тогда, чтобы не смущать «самостоятельных» великих княжон во время их водных процедур, каждый дядька находил на берегу возвышенность, с которой он в бинокль внимательно следил за резвившейся в море подопечной.

Молодёжь всегда старается как можно раньше утвердить свою самостоятельность. Чем старше становились великие княжны, тем более они тяготились своими дядьками. Объединяясь, княжны дразнили их и сообща устраивали разнообразные каверзы. Николай II не вмешивался в отношения дочерей с матросами-няньками. Но после завершения круиза все дядьки за свою нелёгкую деликатную работу получали от императора в подарок именные золотые часы.

Иногда, вспоминает Вырубова, «Штандарт» бросал якорь у богатых владений русской и финской знати. Владельцы, проснувшись, могли увидеть у дверей своего дома императора, вежливо спрашивающего разрешение поиграть на их кортах в теннис. Николай II был отличным теннисистом.

Жизнь на яхте текла беззаботно и непринуждённо. В записках начальника канцелярии Министерства Императорского двора Александра Александровича Мосолова «При дворе последнего Российского императора», изданных в 1993 году, читаем: «Сама государыня становилась общительной и весёлой, как только она ступала на палубу 'Штандарта'. Императрица участвовала в играх детей и подолгу разговаривала с офицерами. Офицеры эти, очевидно, занимали очень привилегированное положение. Часть их каждый день приглашалась к высочайшему столу. Государь и его семья нередко принимали со своей стороны приглашение на чай в кают-компании... Младшие офицеры 'Штандарта' мало-помалу присоединялись к играм великих княжон. Когда те выросли, игры превратились незаметно в целый ряд флиртов — конечно, вполне безобидных. Слово 'флирт' я употребляю не в том вульгарном смысле, который ему теперь дают; — офицеров 'Штандарта' лучше всего было сравнивать с пажами или рыцарями средневековья. Много раз эта молодежь потоком проносилась мимо меня, и никогда я не слышал ни одного слова, могущего вызвать нарекание. Во всяком случае эти офицеры были чудесно вышколены...» Хочется остановиться но трёх событиях, связанных с яхтой «Штандарт». О первом из них восторженно свидетельствует фрейлина Вырубова. Событие было незапланированным и произошло неожиданно. К стоящему на якоре «Штандарту» подплыла прежняя императорская яхта «Полярная звезда», принадлежащая покойному императору Александру III, с находящейся на ней вдовствующей императрицей Марией Фёдоровной. Бабушка соскучилась по внуку и внучкам и совершила своё морское путешествие, чтобы повидать их, попить с ними чайку и поиграть. «Помню, — вспоминает Вырубова, — вечером, проходя мимо двери цесаревича Алексея Николаевича, я увидела императрицу-мать, сидящую на его кроватке: она бережно чистила ему яблоко и они весело болтали».

Яхта «Штандарт» была одним из самых красивых кораблей своего времени, настоящим образцом морской элегантности. Под стать кораблю был и отборный экипаж: когда моряки выстраивались на парадную линейку на палубе судна, это было впечатляющее зрелище. Во время короткого отпуска на яхте император Николай II старался как можно больше времени проводить с детьми.

Император принимал на яхте высоких гостей и занимался государственными делами. А его детям «Штандарт» служил огромной игровой площадкой. Палубы яхты были настолько широки, что юные княжны катались по ним на роликовых коньках, в то время как приставленные к ним матросы-няньки следили, чтобы, заигравшись, дети не свслились в воду.

Плавание на «Штандарте» у берегов Финляндии в 1907 году едва не закончилось катастрофой. Вот описание этого события, сделанное Робертом Мэсси: «Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, 'Штандарт' накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. В этот момент не оказалось трёхлетнего цесаревича, и оба родителя просто обезумели от горя. Оказалось, что матрос-нянька Деревенько при ударе 'Штандарта' о скалу схватил Алексея на руки и перенес его на нос яхты, считая вполне правильно, что с этой части судна ему будет легче спасать наследника при полной гибели яхты.

Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду 'Штандарт'. По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована».

О дальнейших событиях, связанных с катастрофой яхты, можно прочитать в воспоминаниях Мосолова: «После того как паника улеглась и пассажиры были спасены, возник вопрос об ответственности за происшествие. Виноватым, очевидно, мог быть только финн — лоцман, находившийся в момент инцидента на капитанском мостике. Бросились к картам: оказалось, что скала, на которую сел 'Штандарт', на картах не была обозначена. В этом случае ответственность за безопасность их величеств перекладывалась на находившегося на яхте флаг-капитана адмирала Нилова.

Поведение Нилова показалось императору странным. И он лично пошёл в его каюту. Войдя без стука, государь увидел, что Нилов рассматривает карту и держит в руке револьвер. Царь поспешил его успокоить, сказав ему, что избежать суда невозможно, но оправдательный приговор неизбежен, так как всё произошедшее является слепой игрой случая. Государь унёс револьвер Нилова...»

Иронично вспоминает о встречах представителей царской семьи с матросами яхты зимой, когда «Штандарт», как обычно, ремонтировался, сестра Николая II Ольга: «Во время представлений опер в Мариинском театре, особенно 'Аиды', матросов с царской яхты часто приглашали исполнять роли рабов и воинов. Было смешно видеть этих высоких мужчин стоящих неловко на сцене, одетых в шлемы и сандалии и показывающих свои голые волосатые ноги. Несмотря на неистовые сигналы режиссёра, они таращили глаза на царскую ложу, широко и весело улыбались нам».

Интерьер яхты был чрезвычайно комфортным, просторным и по-домашнему уютным. На время яхта становилась для императорской семьи домом, в котором весело проводили время за дружескими беседами, играми и танцами, в которых нередко участвовали и офицеры «Штандарта».

«Штандарт» не всегда выполнял роль яхты, предназначенной для отдыха царской семьи. Яхта часто была задействована в многочисленных дипломатических и представительских мероприятиях. Не было ни одного императора, короля или президента в Европе, который хотя бы единожды не ступал на его сверкающую чистотой полированную палубу.

В 1909 году на «Штандарте» Николай II совершил свой последний визит в Англию. Король Эдуард VII устроил в честь прибытия русского императора парад королевского флота. Когда британская королевская яхта «Виктория и Альберт» медленно проплывала мимо самой мощной по тем временам выстроенной в три линии армады броненосцев и дредноутов, на военных английских кораблях приспускались флаги, салютовали пушки, оркестры играли «Боже, царя храни!», «Боже, храни короля!». На палубе яхты «Виктория и Альберт», прижимая ладонь к козырьку в приветственном салюте, плечом к плечу стояли король Эдуард VII и русский гость в форме английского адмирала. Тысячи британских моряков приветствовали их громкими и дружными криками «ура».

Военно-морской парад закончился парусными гонками. «Паруса гоночных яхт, — писал британский журналист, — были красочно разбросаны на голубой воде залива и выглядели крыльями гигантских бабочек». В последний раз Николай II и кайзер встретились в июне 1912 года. Две императорские яхты, «Штандарт» и «Гогенцоллерн», встали на якорь борт о борт в тогда принадлежащем России порту Ревеле (теперь Таллине). 30 июня 1912 года в письме к матери Николай писал: «Император Вильгельм гостил три дня, и всё прошло вполне удачно. Он был чрезвычайно весел и приветлив... дал хорошие подарки детям и Алексею подарил много настольных игр... Он пригласил в последнее утро к себе на яхту на закуску с шампанским всех офицеров 'Штандарта'. Этот приём продолжался полтора часа, после чего он рассказал мне, что наши офицеры выпили 60 бутылок его шампанского».

Бело-золотая яхта кайзера «Гогенцоллерн» водоизмещением 4000 тонн была меньше «Штандарта», и кайзер открыто выражал свою зависть русскому императору. «Он говорил, — писал Николай II матери, — что был бы счастлив получить её в подарок...»

После революции судьба яхты «Штандарт» в общих чертах как бы повторила судьбу Николая II. Какое-то время легендарная яхта, сменив своё гордое имя, была задействована на второстепенных, малозначительных работах, а после Великой Отечественной войны, как сообщало несколько небольших газетных заметок, её использовали в качестве мишени на морских учениях, где она была затоплена.

 

http://www.moranyachts.ru/Article/?ID=48

***

Яхта "Штандарт"




Подборка архивных фотографий: Yale Universityс  сайта ЦГАКФДД   www.photoarchive.spb.ruhttp://i.ixnp.com/images/v3.51/theme/silver/palette.gif visibility: visible; margin: 0px; vertical-align: top; width: 14px; line-height: normal; background-repeat: no-repeat; font-style: normal; font-family: 'trebuchet ms',arial,helvetica,sans-serif; position: static; top: auto; height: 12px; background-color: transparent; text-decoration: none;" src="http://i.ixnp.com/images/v3.51/t.gif" alt="" />

Яхта «Штандарт» водоизмещением 4500 тонн, построена на датской верфи по заказу Николая II. Яхта отличалась большим комфортом, имела высокие мореходные качества и считалась лучшей во всём мире из подобного рода судов. Размером с небольшой крейсер, оснащённый паровой машиной, работавшей на угле, он тем не менее был спроектирован как парусное судно.
 Над палубой возвышались три стройные, покрытые лаком мачты и две белые дымовые трубы.


 
Его огромный бушприт, украшенный золотым вензелем на чёрном фоне, устремлённый вперед, точно выпущенная из лука стрела, как бы продолжал нос клипера.



 
Рубка и капитанский мостик




Палуба


Яхта «Штандарт» была одним из самых красивых кораблей своего времени, настоящим образцом морской элегантности. Под стать кораблю был и отборный экипаж: когда моряки выстраивались на парадную линейку на палубе судна, это было впечатляющее зрелище.

Адмиралы.


Офицеры.




Матросы


Надо отметить, что фейс-контроль при отборе в команду был отменый



Интерьер яхты был чрезвычайно комфортным, просторным. Под верхней палубой располагались гостиные, салоны, кают-компании, обшитые красным деревом, с паркетным полом, хрустальными люстрами, канделябрами, бархатными портьерами. Помещения, предназначенные для царской семьи, были задрапированы ситцем.

Кабинет.


Салон, кабинет и библиотека



вид одного из салонов




столовая пассажиров


спальня пассажиров



Нижняя палуба, галерея.


Судовая церковь


Помимо просторных кают для императорской свиты на яхте имелись помещения для офицеров, механиков, котельных машинистов, палубной команды, буфетчиков, лакеев, горничных и целого взвода моряков гвардейского экипажа. Кроме того, на нижних палубах нашлось достаточно места для размещения духового оркестра и балалаечников.

Кают-компания личного состава







Император принимал на яхте высоких гостей и занимался государственными делами.



Присутствие на «Штандарте» августейших особ было обозначено эскортом торпедных катеров. Некоторые из них могли находиться рядом с яхтой, другие медленно курсировали на горизонте.
 

На борту «Штандарта» Николай II не освобождал себя от официальных обязанностей. График ежегодного июньского двухнедельного отпуска на яхте император выстраивал следующим образом: два дня в неделю он работал, пять — отдыхал. Во время отдыха на яхту было запрещено подниматься министрам и высоким чинам тайной полиции. Особо важные донесения, документы и прессу на «Штандарт» ежедневно доставлял из Санкт-Петербурга курьерский катер.


Плавание на «Штандарте» у берегов Финляндии в 1907 году едва не закончилось катастрофой. Яхта выходила узким проливом в открытое море. Пассажиры сидели на палубе. Внезапно с оглушительным треском яхта ударилась о подводную скалу. Опрокинулась посуда, упали стулья, попадали на палубу музыканты. Вода устремилась в трюм, 'Штандарт' накренился и стал оседать. Взвыли сирены, матросы стали спускать на воду шлюпки. Николай II всё время находился у лееров, следя за спуском шлюпок. Он часто смотрел на часы, подсчитывая, на сколько дюймов в минуту опускается в воду 'Штандарт'. По его оценкам, оставалось 20 минут. Однако благодаря своим герметичным переборкам яхта не затонула. И позднее была отремонтирована.

Яхта часто была задействована в многочисленных дипломатических и представительских мероприятиях. Не было ни одного императора, короля или президента в Европе, который хотя бы единожды не ступал на его сверкающую чистотой полированную палубу.

После революции судьба яхты «Штандарт» в общих чертах как бы повторила судьбу Николая II. Какое-то время легендарная яхта, сменив своё гордое имя, была задействована на второстепенных, малозначительных работах, а после Великой Отечественной войны, как сообщало несколько небольших газетных заметок, её использовали в качестве мишени на морских учениях, где она была затоплена.

http://srv42.livejournal.com/3023.html

Картина дня

наверх