Для тех, кто зачитывался в детстве книжками о пиратах и обветренных, отважных моряках, для тех, кого манят двухмачтовые корабли, бороздившие воды мирового океана, для тех, кто хоть раз мечтал примерить на себя головной убор капитана – открывает свой загадочный мир средневековых мореплавателей Нидерландский морской музей. Музей пользуется большой популярностью у туристов и жителей Амстердама, ежегодно число посетителей музея доходит до 200 тысяч человек. А входная плата в него немного ниже средней европейской – пять евро. Нидерландский морской музей располагается в массивном здании Амстердамского адмиралтейства, построенного еще в 1656 году. Расположение здания на берегу канала создает впечатление, словно оно на несколько метров погружено в воду. Возле здания пришвартован роскошный корабль, являющийся точной копией судна 18 столетия под названием «Амстердам», которое ходило по курсу между Нидерландами и Голландской Ост-Индией. Копию судна создавали в течение пяти лет, с 1985 по 1990 годы, зато теперь любой желающий может взбежать по трапу на борт, чтобы прогуляться по скрипучей палубе и попытаться покрутить тяжелый капитанский штурвал. Охочих до такого развлечения находится достаточно не только среди детей. При этом это не единственное чем можно позабавиться, посетителей здесь встречает дружная команда моряков-актеров, облаченных в старинные костюмы 17 столетия. Их поведение соответствует поведению закаленных «морских волков»: они курят трубки, горланят песни хриплыми голосами, драят палубу и распивают «ром» прямо из бутылок. Попутно, посетители, открыв рты, слушают подробности из их «нелегкой морской судьбинушки». Подобного рода корабли являлись оплотом голландской Ост-Индской компании – крупнейшей монопольной торговой организации 17-18 столетий, которая захватила огромное число индийских владений Португалии и стала мощной силой, имеющей влияние на военную и политическую обстановку в мире. А начиналась история этой компании с голландских исследователей, которые первыми отправились в конце 16 столетия в район нынешней Индонезии, как тогда называли, - к «островам пряностей». В их задачу входило проложение пути в Индию мимо мыса Доброй Надежды через воды Индийского океана. В процессе поиска торговых колоний, членами Ост-Индской компании попутно совершались географические открытия, которые прославили их имена на века. Например, британским капитаном Генри Гудзоном, который состоял на службе у компании, в 1609 году совершенно случайно, в ходе поиска пути в Китай через Америку, была открыта река и залив, названные впоследствии в его честь. На берегах реки и залива в 1664 году начал формироваться город Нью-Йорк, который голландские переселенцы называли Нью-Амстердамом. В 17 столетии за голландским флотом закрепилась слава самого большого и могучего в мире. Амстердамские корабельщики не имели себе равных в деле судостроения. Даже русский царь Петр I приезжал к ним учиться премудростям кораблестроения. В Нидерландском морском музее экспонируется всего лишь пятая часть великого флота тех времен, но даже при этом условии музей столь огромен, что его можно осматривать весь день. В экспозиции музея представлены несколько огромных старинных кораблей. Например, трехмачтовое судно 16 столетия, на котором доставлялись в Голландию драгоценности и пряности, которые в те времена ценились не меньше драгоценных камней. Есть здесь и роскошная, украшенная позолотой барка, построенная в 1818 году для короля Вильгельма I, и разнообразные военные корабли. Одним из таких кораблей является минный тральщик «Абрахам Кринссен», котрый прославился своей хитроумной проделкой в период Второй Мировой войны. Команда накрыла палубу ветвями и стволами деревьев, и под видом тропического острова, тральщик умудрился пересечь линию неприятеля – японского флота. Голландскую субмарину «Тонин» (тунец) посетители музея также считают весьма привлекательным экспонатом. Она находилась в действии с 1960-х по 1990-е годы. Из-за особенностей трехцилиндровой конструкции эта подводная лодка могла совершать погружения на самую большую глубину, чем любые другие модели того времени. Посетителям в музее дозволено изучать субмарину изнутри, даже вплоть до посещения командной рубки или туалета. Хотя особенно разгуляться внутри негде, ощущение, что находишься в консервной банке, а ведь здесь умудрялись жить и нести службу целых 67 человек экипажа. Представлены в экспозиции музея, пожелтевшие от времени карты, некоторые из которых являются ценнейшими историческими образцами, которые были изготовлены прославленными средневековыми голландскими картографами, такими, как Блау или Янсон. Они вошли в историю, благодаря созданию точнейших, выверенных до дюйма карт. Интересна и экспозиция, воссоздающая обстановку кают. А также посетителям музея предоставляется возможность заглянуть в трюмы старинных кораблей. Отправляясь в морское путешествие, трюмы забивались съестными припасами, ведь иногда плавание продолжалось по восемь месяцев. Обычно в трюмах, оббитых железом, чтобы не просочилась вода, хранились сыр, зерно, мука. Для охоты за корабельными крысами обычно в состав команды корабля включался усатый-полосатый помощник – кот. Ну, и конечно же, в трюме можно увидеть толстые бочки, когда-то до краев заполненные любимым напитком всех пиратов и моряков – ромом. А к окончанию экскурсии посетителей ожидает пикантное ассорти из оружия. Здесь представлено большое разнообразие ржавых пушек, мушкетов и ядер величиной с голову, мешков с порохом, подзорных труб, сабель и морских флагов. Так или иначе, а Нидерландский морской музей равнодушным не оставляет и дарит настоящее море впечатлений. |