На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

По Балтике под парусом

Рассказ о том, как маленькая, но гордая яхточка с нашей помощью пересекла Балтику и пришла из Стокгольма в Выборг. Дано: яхта Albin Accent 1977 года постройки (кому интересны технические данные, о ней можно почитать вот тут), команда в лице меня, имеющем небольшой опыт плавания, и Алексея, без парусного опыта, но с большим желанием его получить. Алексу отдельное спасибо, что согласился разделить со мной приключения этого перехода и за помощь-поддержку в походе. Есть такая поговорка: «Если утро хорошее, то день будет плохим, а если утро плохое, то день будет еще хуже». Меня эта поговорка преследовала все наше путешествие и я не раз вспоминал ее… Я решил написать об этом походе не потому что он был какой-то уникальный или мы сделали что-то нереальное, а потому какая череда испытаний нас ждала и как мы ее преодолели…

Так получилось, что нужно было перегнать яхту из Стокгольма в Питер или хотя бы в Выборг. Я планировал провести это дело с пользой, т.е. отдохнуть и сделать нужное и полезное дело. Не спеша и подготовившись. Для начала нужно было увидеть лодку, дабы понять с чем имеем дело и как нам готовиться. Мне все не удавалось выбраться в Швецию, а сроки уже поджимали. Удобный случай наступил как раз, когда мне этого меньше всего хотелось… Мы были на отдыхе в Стокгольме и решили проехать к лодке, посмотреть что это за зверь. Швед, владелец, к нашему удивлению, не собирался нам ее показывать, а любезно пригласил нас самим её посмотреть. Забили в навигатор адрес и поехали, дорога увела нас из Стокгольма на самые его окраины. В какую-то деревушку, свернули с шоссе и через несколько сот метров по грунтовке выехали на полянку, где среди пустых кильблоков стояла одна единственная яхта на берегу.

Такой мы ее увидели!

Я окинул взглядом полянку: небольшое деревянное здание в шведском стиле у дороги, навес над хранилищем мачт, пара гнилых баркасов у берега, какие-то ржавые рельсы и конструкции, которые по всей видимости служили вытаскиванием катеров из воды, состояние говорило, что они уже отслужили свое, причал уходящий в камыши, за которыми виднелся, такой же ржавый кран и одинокая мачта какой-то яхты.   Ни заборов, ни охраны. Вообще никого, хотя это не удивительно мы приехали уже к вечеру.
Время терять не стал, нашел лестницу и полез на лодку. Яхта стояла без тента и была в листьях, ветках и кокпит засыпан всякой дрянью, но все палубные устройства работали: лебедки щелкали, руль крутился, стопора работали… залез вовнутрь, порядок: все сложено, куча кис с парусами, сложенные леера, пайолы подняты. Осмотрел движок и все вокруг. Более менее ясно, составил список что нужно приготовить и докупить к походу. Лодка произвела хорошее впечатление, надежная, но не большая. Все, что нужно было, имелось: гальюн, кухня с мойкой, койки, двигатель и паруса.

Одинокий парусник в степях шведщины)))

Пошел осмотреть мачту. Под навесом оказалось куча мачт, но где яхты для которых они предназначались, осталось для меня загадкой, ведь на пирсе была всего одна яхта.  Я заприметил пару мачт, которые как мне показалось, могли подойти к нашей лодке, обе были в отличном состоянии и комплектации. Времени было мало и мы закончили осмотр. Вернувшись в Питер, мы стали обдумывать детали похода… Главной проблемой, как мне казалось это было отсутствие навигации и связи, а также спас. средств. Я сделал заказ в шведском интернет-магазине и доставку заказал прямо на адрес владельца яхты, предварительно его предупредив. Осталось выбрать время. Швед поклялся, что спустит яхту, вооружит и подготовит все.

Снова мне все не удавалось выбрать дату перехода. Время шло к августу, к сезону не очень хороших ветров. Надо было спешить и снова как поговорке, я прилетаю в Питер и тут же беру билеты в Стокгольм через два дня. Подготовиться толком, не удалось. Швед уверил меня , что яхта готова и он нас ждет. У меня было мало времени на перегон,  нужно было спешить. Чудесный круиз на пароме из Хельсинки в Стокгольм уступил место авиа перелету через Ригу «лоу костом».  Порадовало, то обстоятельство, что с нами должны были пойти знакомые из Москвы, они купили Вегу неподалеку от того места, где базировалась наша лодка и мы можем идти двумя яхтами.

Маховик событий начал движение. Мы с Лехой решили выезжать вечером, не добрым словом памятуя наши границы, дабы успеть на самолет. Сказано, сделано: Леха уже парился в прихожей, когда я в мыле носился по квартире, распихивая манатки по сумкам и собирая документы. Наконец, плюхнувшись в машину, мы двинулись в путь. Границу прошли быстро. Уже на подъезде к Хельсинки мы заметили, что навигатор как-то странно нас ведет: все указатели на Ванта, где находится аэропорт Хельсинки, вели в одно направление, а он уводил нас в строну. Я решил довериться бездушному девайсу, т.к. было у меня такое, что он находил более короткий путь к цели. Уткнувшись в забор с ОБРАТНОЙ стороны аэропорта и тоскливо созерцая взлетающие самолеты, мы поняли, что зря доверились железке и, вырубив ее, стали искать путь сами.  В Ваанта приехали аж за 4 часа до вылета.

В ожидании вылета в аэропорту Хельсинки

Решили перевести дух и вздремнуть в машине прямо на платной стоянке аэропорта.
Проснувшись, водрузив на себя манатки, сели в пустой автобус и поехали на регистрацию. Аэропорт был довольно пустынным, что странно для столичного аэропорта. Преодолев все препоны, на ходу застегивая ремень и заправляя в штаны рубашку, мы прыгнули в автобус до самолета. Последний лихо помчал нас вдоль воздушных лайнеров: красивые могучие машины, раскраски сменялись как калейдоскоп. Я всегда ловил себя на мысли, а какой будет наш самолет… я не мог поверить… они ведь перестали летать еще в Великую Отечественную… ФОККЕР.. пропеллерный… прям как из прошлого века, тока перекрашенный в белый цвет.

Это еще летает?!

Мы с Алексом шутя, но в душе было как-то тоскливо, полезли в узкий люк самолета. Тридцать мест, два ряда пассажиров. Но все меняется, когда он заводит свои двигатели. Рев и дрожание салона заставили смолкнуть всех пассажиров и уставится, как на пророка, стюардессу объясняющую как нужно застегивать ремни и надувать жилет. Однако наш транспорт оказался весьма шустр и легок на подъем, а к гулу винтов быстро привыкаешь. Зато можно потаращиться на проплывающую внизу Финляндию и залив, по которому нам предстояло идти в обратный путь.

Хельсинки остался внизу

Латвия-Рига-Транзит

Пересадка в Риге на Боинг, час полета и вот мы Стокгольме.

Стокгольм ждет!

Забрав вещи, вывалились на перрон в поисках транспорта. Такси дорого. Автобус. Нам объяснили, что раскрашенный всеми цветами радуги автомат позади нас даст нам законный билет на автобус, который тарахтел тут же, принимая в себя багаж своих пассажиров.

В аэропрту. Очередной вид транспорта.

Мы уселись и двинулись в путь. Леха был в Швеции в первый раз и мне хотелось ему показать эту чудесную страну во всей ее красе, но сегодня мы были с деловым визитом и Алекс, зевая, довольствовался моими рассказами. Через час мы осматривали унылый пейзаж Central Station. Прикидывая как нам лучше добраться до дома нашего шведа. План был такой: мы приезжаем к шведу, забираем наши покупки и вещи с лодки и швед везет нас на лодку. Попив кофейка и потыкав на карту пальцами,  мы поняли, что местность, где проживает наш швед – это промзона и ближайший автобус останавливается там довольно далеко. Подошли к таксистам узнать, насколько опустеют наши и без того скудные денежные запасы, удовлетворившись ответом побросали вещи в огромное жерло Volvo и двинулись в путь. Проводив взглядом уезжающее такси, сели у кирпичной стены дома по адресу, который дал нам швед и стали его набирать. «День начался неплохо…»

Приехали...

- «Вы уже на месте. Хорошо! Я буду часа через…эээ.. три! Я Сейчас на Аландах, возвращаюсь…» – Афигеть, а как же шведская пунктуальноть? Три часа торчать на жаре? Тут даже посидеть негде… Стоп, Аланды? Да какие три часа, он пол дня добираться сюда будет.

Перспектива торчать тут, неизвестно сколько, нас не радовала. Улица пустынная, ни одного человека, сидим на чемоданах в промзоне, та еще картина! Решили добираться до яхты сами, времени в обрез, нам еще подготовиться нужно. В конце улицы была заправка, мы взвалили на себя рюкзаки, в упавшем настроении потащились туда. На заправке стали искать карту, т.к. наш железный друг навигатор после того как мы на него обиделись в Хельсинки, теперь обиделся на нас и не стал включаться, батареи сели. Место нашли, но как добраться туда? Тут даже остановки нет, шоссе на выезд из города. На наше счастье сотрудница заправки вошла в наше положение и дала нам распечатку из интернета с подробным планом как доехать.  Для начала вверх добраться до парка, затем пересечь его по диагонали, вызывая удивленные взгляды пробегавших утром спортсменов, выйти на станцию метро…

Метро в Стокгольме

Очень комфортный и тихий поезд, до автобусной станции, место припаганейшее: заплеванное, как наши подземные переходы и на конкретный автобус до той самой деревушки около часа езды, а там уже пешочком. Так и сделали. Снова взвалили на себя сумки, я осматривался и пытаясь судорожно вспомнить как мы с Натальей тут проезжали и куда нам идти. Рядом торговали фруктами: клубника и пр. Мы спросили адрес, тыкая на нашу распечатку с заправки. Швед указал нам путь. Я засомневался, т.к. он шел от берега, но поверил (в который раз!) шведу  и поплелся в указанном направлении. Дорога уходила вверх и не была похожа на ту, по которой мы проезжали. Спросить не у кого хоть  и выходной, но людей не видно. Заприметив семейку, мирно обедавшую на лужайке, я начал кричать на ломанном английском, спрашивая куда нам идти, шведы напряглись, но увидев мою потную физиономию не стали указывать куда нам идти, а довольно мирно объяснили нам, что мы идем не в том направлении.

Проклиная того торговца клубникой, мы вернулись на шоссе и скрепя зубами пошли вверх по дороге. Через несколько десятков метров мы увидели нужный нам знак, означающий, что мы попали в ту самую деревню. Как опытный разведчик, помня карту я решил идти вдоль дороги, и увидев знакомый поворот, свернул к полянке. Но пройдя километра два, мы наткнулись на табличку, что деревня уже закончена. Алекс, что-то бубнил про сдохший навигатор, мое ориентирование на местности, детальную подготовку и остальные мои удивительные способности. Стали спрашивать местных, где же улица, на которою указывает наш план, полученный на заправке, но к нашему удивлению местные, живущие тут, не знают улиц. Примерно на середине дороги, вдоль которой стоит эта деревня, стояла пицеррия. Мы здорово устали и Алекса как лунатика, стало нести туда, понимая, что останавливать его бесполезно решил присоединится и узнать заодно ту самую улицу… «…как не знаешь? Ты не местный?» – «Я тут живу, но этой улицы не знаю». Я подошел к посетителям кафе, шведы морщили лбы, переговаривались, передавали из рук в руки, уже потрепанный изрядно листок, но отрицательно качали головой. Да… здорово. Партизаны… Подкрепившись, мы снова двинулись прочесывать деревню в поисках «языка». Решили идти в глубь, так или иначе выйдем к воде. Попутно спрашивая и показывая, превратившийся в тряпку клочок бумаги, выданный нам на заправке. Я уже не обращал внимание на лесть Алекса о моих способностях, по пути мы напугали молодую парочку, выскочившую на нас из леса в – полотенцах, они явно где то купались, значит вода уже рядом. При виде нас девушка испуганно спряталась за спину парня, который явно сам уже готовился дать отпор оккупантам. А когда я уже в сотый раз заговорил и протянул нашу бумаженцию, уже готов был бросится на нас, но взял в себя в руки, успокоил подругу и сказал, что то место которое мы ищем буквально в ста метрах от нас. Мы сразу двинулись туда и вышли на ту самую полянку с разбросанными кильблоками, только теперь яхты не было. Мы поспешили на причал.

Подготовка к переходу

Швед и на этот раз нас подвел. Лодка была на воде, но без мачты, лееров и вообще вооружения. Видимо это называется по-шведски «подготовить яхту к выходу». Осмотревшись, мы решили время не терять и готовить лодку до приезда шведа. Я набрал шведа он снова соврал, что едет и вот-вот будет на месте…  Алекс подошел к подготовке с толком: нашел леера, стал их устанавливать, убирать в салоне. Мы завели двигатель, убедились, что аккумулятор швед заменил, как и обещал и мотор заводится хорошо. Я отправился за мачтой. По ряду признаков и примет убедился в нужной мачте и позвал Леху ее подтащить к крану.

Готовим мачту

Надо отдать должное шведам, марина хоть и маленькая деревенская, но оборудована грамотно: рядом с хранилищем мачт стояла удобная тележка для перетаскивания мачты одним человеком, у крана стояли козлики для подготовки мачты и тали были на месте. Пока я готовил мачту к постановке, Леха отправился в пиццерию за провиантом.

Все готово, осталось только мачту поставить

Мы подтащили лодку к крану, растянули ее швартовыми. Алекс был на талях, я держал мачту и направлял ее на место установки. Все прошло как надо за исключением согнутого виндекса, но это не беда. Инструмента у нас не было и мы довольствовались тем, что было на яхте.

Ставим мачту

Теперь хоть как-то вырисовывалось дальнейший план выхода. Осталось только дождаться шведа. Наши московские друзья также были готовы к выходу и любезно согласились прийти к нам на помощь дать инструменты. Но, к сожалению, что-то произошло у них с двигателем.

В предвкушении похода

Швед приехал только к вечеру, когда мы уже все подготовили и ели принесенную Лехой пиццу, запивая ее кока-колой. Мы решали с Алексом как поступим со шведом, утопим или просто кулаками напомним про Полтаву. Мы уже потеряли день и добраться до Выборга в этот поход нам не светило… Швед оказался довольно хилым старичком лет эдак 60. Я спросил на всякий случай, ту ли мачту мы поставили и все правильно сделали, он кивнул утвердительно и достал из машины коробку с навигацией, кучу диванов, а также коврик в салон и паруса. Я попытал его еще на предмет работы двигателя и как правильно обращаться с гальюном и прочими устройствами на яхте. Подняли паруса, они оказались почти новыми, проверили закрутку – все работает! Швед на все наши вопросы постоянно задумывался, вспоминал… совсем старый видать. Выяснилось, что на лодке он не ходил последние два сезона по состоянию здоровья. Теперь здоровье еще ухудшилось и он решил продать лодку. Немного посидели, погоревали и отпустили старика с миром. Т.к. за этот день вымотались и очень хотелось спать. Денек закончился не так уж и плохо…

Дичь!

Наутро я проснулся рано и стал разбираться с навигацией. Леха еще дрых после трудового дня. Рация работала. А вот картплоттер преподнес нам сюрприз, точнее картридж с картами оказался совсем от другой модели и к нашей не подходил. Денек  начинался весело…. Ребята с Веги рапортовали, что у них серьезные проблемы с движком и они скорее всего к нам не пойдут.

На связи

Будем их догонять. Выходит у меня не карт и не картплоттера, хорошая подготовочка. Ребята по телефону  помогли мне и нашли работающий магазин, где были нужные мне картриджи и я решил туда отправится, а Алекс останется на лодке приводить и готовить ее к выходу.

Драим палубу

Снова автобус и назад к Стокгольму. Адреса мне как токового не дали, только название магазина и улицу, где он может находиться. Автобус высадил меня на знакомой улочке рядом с метро. Но район этот явно указывал на то, что тут нет может быть крупных магазинов: пара жилых домов, стройка и парк. На остановке есть карта района, где мы находимся и я понял, что искомая улица находится довольно далеко. Ноги ныли после вчерашних похождений и мой взгляд упал на велосипед, одиноко стоящий рядом с остановкой. Обойдя его я понял что он пристегнут. На мое счастье на противоположной стороне улицы бы паркинг прокатных велосипедов, то что надо! Я перешел улицу, дернул на себя первый велик и понял, что он тоже пристегнут, что за фигня, начал изучать инструкцию. Оказывается, чтобы воспользоваться великом нужно купить в тур-киосках специальную карточку, прислонить ее к считывателю и взять нужный тебе велик. Все осложнялось тем, что купить эту саму карточку, нужно было ехать в центр Стокгольма. Я вернулся на остановку и заметил, что у платформы метро прямо за остановкой лежат еще с десяток великов. Внимательно, но не подавая признаков заинтересованности, я осмотрел аппараты. Каждый второй был на замке. Велики были самые разные: от навороченных горных, до древних ржавых, дамских. Я решил пойти на сделку с совестью и воспользоваться одним из велосипедов. Я выбрал самый старый в листьях и грязи в надежде, что за него не хватятся в ближайший день, а я его верну. Для меня такое действо, как спереть велосипед, было новым и я нервничал. Ждал определенного момента. Народа было не много, пара тройка человек, но как только кого-то забирал автобус, через минуту высаживало метро. Проторчав  с полчаса, я все-таки уличил момент. Поднял с земли велосипед, быстро проверил давление в шинах и рванул прочь от остановки. Если бы в тот момент я сдавал кокой-нить норматив,  я бы точно получил КМС. Я так неистово крутил педали и несся куда-то, как будто за мной гналась вся жандармерия Стокгольма, примерно в том направлении, где был магазин. Взлетел на горку и приехал во двор, где была такая же остановка с картой. Озираясь как загнанный зверь, я понял, что поехал немного не туда, отдышавшись, поколесил вдоль чистых улиц шведской столицы. Велик скрипел, но нес меня в нужном направлении. Наконец, я добрался до площади, окруженной магазинами, в том числе нужным мне. Но направился я к обменнику. Инстинктивно я достал деньги и полез за паспортом…. А его не оказалось. Я похлопал по всем карманам, вспомнил, что точно брал его с собой…. Но пришлось признать, что паспорт я где-то потерял. Я на всякий случай позвонил Лехе на лодку в надежде, что оставил его там. Но его там не оказалось, тогда я решил, что он выпал, когда я крутил педали. Снова надеясь на порядочность шведов, поехал в обратном направлении, сканируя взглядом пространство под колесами, но тщетно. Вернулся к магазину. Раз потерял, то не бросать из-за этого все мероприятие, решил я.  В магазине мне отказались менять картридж, только продать. Позвонили москвичи и попросили купить запчастей для ремонта помпы их Вольво. Пришлось купить новый картридж, кое- что по-мелочевке, флаги, карты и пр. Вернулся на остановку, оставил велик на прежнем месте, мысленно извиняясь перед его хозяином, сел в автобус.

На причале меня ждал сюрприз: москвичи не смотря на поломку двигателя пришли к нам под парусами. Настроение поднялось когда свои рядом. У ребят оказался внушительный запас инструментов, мы подтянули талрепа, генератор у двигателя и пр. Команда Веги это два мужичка далеко за 50 и наш шведский друг! Проверили радиостанции, почему-то не смогли связаться. Хотя внешне моя рация работала, мы решили пользоваться детскими «уоки-токи», а рациями для подстраховки.  Включили картплоттер и решили с москвичами выходить в вечер и дойти как далеко как сможем, там переночевать и идти дальше. Ребята починили двигатель с помощью привезенный мной запчастей,  мы были готовы. Еще пол-дня потеряно.

Сразу выходить на неизвестной тебе лодке без точного знания навигационной обстановки то еще занятие. Но я решил, что погода тихая, плоттер есть, у ребят есть маршрут и мы еще в шхерах, т.е. смысл есть.

Эй, на ..беде!

Команда Веги решила идти под парусами и поберечь двигатель, что ж, в этом есть резон. Мы тоже заглушили дизель и подняли паруса.  Деды на Веге старой закалки, долго настраивали паруса для оптимального хода, но мы быстро их нагнали и решили сделать разворот. При повороте оверштаг я услышал хруст дерева и у меня в руках обмяк румпель. Яхта лихо поменяла галс и продолжала выходить на ветер, а я изо всех сил ухватился за нижнюю часть еще не сломавшегося румпеля и повернул ее в нужном направлении.

Догоняем

Закрутили стаксель. Стали думать че делать с румпелем. Из рем. комплекта у нас в наличии был только строительный пластырь и мощный скотч. Обмотали. Леха вспомнил, что на борту есть хомуты из нержавейки. К счастью они оказались по размеру и мы стянули треснувший румпель. Я решил не нагружать лодку парусами, что бы уменьшить давление на румпель. Изучив румпель, мы с Лехой пришли к выводу, что двухлетнее стояние на берегу под открытым небом привело к такому результату.

А там сейчас шведский стол...

Дальше наш путь шел спокойно. Шли вдоль судового канала. Нас обгоняли многочисленные паромы и суда. Не смотря на подкрученный стаксель и грот, мы все время нагоняли ребят. Сказывалось спортивный характер нашей лодки. Стокгольмские шхеры очень приятные и удобные: много яхт, все хорошо обставлено. Вообщем, идти одно удовольствие.

Алекс на вахте

Шведские берега

Через пару часов мы поняли, что совсем забыли про то, чтобы запастись едой в поход. У нас были только остатки пиццы и кока-колы пара бутылок. Надеюсь, что в марине, где мы встанем на ночь, мы найдем что поесть.

Кайф...

Паромчики между островами

У ребят снова начались проблемы с мотором. Они на ходу решили его ремонтировать. Солнце садилось и мы стали уже подыскивать место стоянки. Мы уже перестали удивляться и вполне стойко перенесли новость о том, что у нас не работают ходовые огни.

Форпост

Стокгольмские шхеры

Уступи дорогу!

Летающая надувнушка

Вдруг, наши попутчики врубили на полную дизель и, со свистом нас обогнав, помчались вперед, на ходу убирая паруса. Ну что ж, время есть, мы решили продолжать идти под парусами. Через милю мы заметили, что наши попутчики заглохли, объяснили, что снова перегревается двигатель. Сочувствуем ребятам. Мы предложили пойти в марину, где по путеводителю была ремонтная мастерская. Они согласились и снова подняли паруса.

Идем в связке

Перегнали!

Алекс решил вспомнить свое студенчество в ЛЭТИ и занялся починкой ходовых огней. Мы опять убежали вперед и уже в сумерках заходили в марину, но зато с огнями. Лодок много и Алекс указал мне на торчащие сваи у причалов, я не стал рисковать и направил яхту к заправочному пирсу, тем более, что топлива у нас было не много и заправится нам не мешало.

Закат над морем

Объяснив Лехе как будем подходить, мы мягко подошли к пирсу и обвязались. Разогрели остатки пиццы на спиртовой плитке, Леха достал самогон и мы принялись отмечать удачное завершение очередного этапа наших приключений. На третьей рюмке термоядерной смеси Алекса, с которой у меня уже начало шуметь в голове, раздались голоса наших друзей из молчавшей до этого, рации. Я ответил. Ребята просили помочь им добраться до пирса т.к. ветер скис, а двигатель не работал. При других обстоятельствах мы бы отказались. Но сейчас приняли решение идти на помощь ребятам на остатках топлива. В бинокль было хорошо видно огни «Веги» одиноко стоящей в полумиле у входа в гавань. Ветра действительно не было. Поравнявшись яхтами, мы согласовали действия, я развернул лодку, Алекс принял буксирный конец и мы потащили ребят назад в марину. Снова ошвартовались. Немного пообщались и пришли к выводу, что утро вечера мудренее и все разошлись по лодкам спать. Так завершился наш третий день путешествия.

Утро на заправке в марине

Утром я встал рано, хотя уже рассвело. Отправился осмотреть марину при свете дня. Это оказалась довольно крупная стоянка яхт и катеров с магазином, баром и большими ангарами для хранения яхт. Но меня больше интересовал душ, т.к. за три дня мы кроме как в вокзальных клозетах умыться не могли. Обойдя всю территорию и не найдя душа, я вернулся на лодку. Москвичи уже проснулись и даже вызвали механика осмотреть двигатель. С помощью нашего шведского товарища мы обнаружили душевую в таком месте, где бы я не догадался, что она там есть. Выражение «почувствовать себя человеком» особенно остро понимаешь, выходя из душа на свежий воздух. Сил придает изрядно. На пристань пришел владелец магазина, он же по совместительству и заправщик. Отругал Леху за то, что встали в неположенном месте и пригрозил, что денег с нас снимет как за полноценную стоянку. Заправились. Я забил маршрут и готов был продолжить путешествие. Ребята занялись ремонтом системы охлаждения. Я еще раз проверил наши морские рации и вернул «уоки-токи», т.к. в этот день планировал пересечь Балтику до Мариенхамна. На берегу я раздобыл небольшое деревянное бревнышко в случае окончательной поломки румпеля как замену. Также купил специальный шампунь для гелькоута, т.к. толком помыть лодку у нас времени не было.

Прокладываем маршрут

Ремонт у ребят грозил затянуться и мы приняли решение выходить и ждать ребят в Мариенхамне. Погода была хорошая и мы тронулись в путь. Дул попутный ветер и мы на полных парусах помчались вдоль фарватера.

Жведская жизнь

Лодка очень быстрая: на полной генуе и гроте мы стабильно шли 6-7 узлов. Яхта устойчива на курсе и поэтому я спокойно передал наш раненый, перевязанный скотчем и пластырем румпель Алексу и занялся любимым делом: внешней мойкой лодки. Еще с малой юности я люблю драить яхту, не знаю почему. Но мне ни когда не унижало ползать с шваброй или щеткой по палубе надраивая металлические части  яхты. Наверное потому как создается ощущение спокойствия и уверенности, ведь когда драишь лодку значить все остальное у тебя в порядке. В сущности так и было, за три дня мы убедились в надежности конструкции яхты и двигателя. Немного покачивало на волнах от проходящих катеров и судов, но я лил забортную воду на палубу и с удовлетворением наблюдал, как уходит грязь и палуба приобретает красивый белый вид. Я так увлекся мойкой, что не заметил как облил Алекса водой, чем нарушил его нирвану управления яхтой и снова услышал лестные слова в свой адрес. Решил пока закончить с мойкой.

К полудню яхт в акватории Стокгольмских шхер, стало уже довольно много. Большие, маленькие, современные и узкие старые лодки пересекали наш курс во всевозможных направлениях. Старая добрая традиция махать руками с проходящих мимо яхт нам нравилась, мы чувствовали себя среди своих. Ветер все еще был попутный и я предложил поднять спинакер. Алекс не знал чем нам это грозит, но согласился. Однако у нас не оказалось спинакер гика, зато обнаружился ассиметричный спинакер. Его и решили поднять.

Готовим спинч!

Скрутил стаксель и вздернули к небу синий купол легкой ткани. Яхта отреагировала тут же: накренилась до фальш борта и понеслась еще шустрее. Порядка двух узлов добавил наш спинакер. Алекс напрягся и забрался еще выше из кокпита к леерам. Видимо мы представляли красивое зрелище, т.к. проходящие яхты махали нам руками и  показывали большой палец кверху. Азарт охватил нас, мы немного повернули к ветру и яхта накренилась так, что нижняя шкаторина паруса стала касаться воды. Мы летели с 8 узловой скоростью к выходу их Стокгольмских шхер. Ветер окрепчал и мне показалось, что парус вот-вот порвет и я решил убрать его. Снова развернули стаксель и пошли мимо снующих туда сюда паромов и яхт. Однако яркое впечатление нас не покидало.

Вышли в Море!

Наконец мы вышли в открытое море. Шведский берег удалялся, а впереди было только море. Мы попытались связаться с москвичами, но тщетно, в эфире раздавались только голоса проходящих паромов. Пересилив объятия зеленой квакающей подруги, решил набрать их на мобильник и какое было наше удивление, когда мы узнали что ребята успешно починились и уже как час «моторили» в нашу сторону. Разница была приличная и мы решили продолжить движение и ждать ребят в Мариехамне.

Вызываем ребят!

Паромы куда-то исчезли, яхты остались позади. В море было пустынно. Мы шли все так же на попутном ветре и попутной зыби. Это давало неприятную портовую качку, но зато позволяло глиссировать на волне, добиваясь хороших скоростей при спуске. Т.к. Леха все время рулил пока я мыл яхту и игрался со спинакером, я предложил ему поспать, а сам решил порелаксировать. Леха согласился, но при виде волн за кормой, все никак не решался улечься.

Только в перед!

По пути мы встретили только огромную баржу, которую тащил против волн маленький буксир и на горизонте редкие паромы. Яхта шала легко. Взбираясь на волну и с шипением воды из под форштевня спускалась с нее. Без видимых усилий и скрипов она несла нас с Лехой по волнам.

Волны за кормой!

Последний раз я ходил по этим водам на «шестерке» лет десять назад. Тяжелая узкая лодка, где нужны были значительные усилия в работе с парусами. Здесь, на более маленькой яхте, я чувствовал себя более уверенно и спокойно. Фалы выведены в кокпит через удобные стопора и рядом на крыше рубки была лебедка. Шкоты проходили через двухскоростные лебедки и все это было у ног рулевого. Можно было бы без особого труда управиться самому, только румпель зафиксировать. Кокпит глубокий и сидишь в нем как в ванной. Все располагает расслабиться. Я пытался связаться с ребятами узнать как у них дела, но они молчали. У нас оставалось два дня свободного времени и я надеялся добраться до финского материка, дабы вторым этапом перегнать яхту без больших затрат на паромы.

На горизонте показались ветряные мельницы, т.е. электростанции. Величественное зрелище. Также узкая полоска Аландских островов. Через час мы уже различали строения и входные буи. Солнце было высоко и мы в душе были довольны что так быстро добрались и у нас есть время спокойно встать и наконец поесть земной пищи! О чем не однократно мне напоминал Алекс. Я уже и сам был не против чего-нить отведать.

А волны все выше!

Идем фордевинд!

На горизонте ЗЕМЛЯ!!!

С этими мыслями мы на входе в фарватер к Mариехамну увидели одинокий домик на огромном валуне и человека смотрящего в бинокль в нашу строну. Я помахал ему рукой, но фигура не шелохнулась. Подойдя поближе, мы поняли, что это неживые фигуры людей и домик какой-то странный. На земле мы заметили еще несколько застывших фигур: художника и дамы… что это было за место для нас осталась загадкой, но там был пирс и можно было узнать подробнее. Однако идея нам понравилась.

Глюки!

В лучах заката мы шли под дизелем мимо причалов паромов и проплывающих домиков столицы Аландских островов. 75 миль за 12 часов, не плохо. Я приободрился и уже думал, что мы сможем добраться до Финляндии.  Марина была большая и мест хватало.  Я выбрал самый крайний причал и мы благополучно пришвартовались.

Вползаем в гавань Мариенхамна

После такой качки и болтанки приятно было ощутить под ногами твердую землю и побродить по городу.

Причалы паромов

Старый Поммерн снова встречает нас

Спрыгнув на бетонный бон, мы с Лехой почувствовали себя как завоеватели и отправились на поиски еды. На причале нас встретил ресторан и бар. Но Алекс твердо решил съесть кусок мяса с картошкой и мы пошли искать дальше. Прошли мимо пиццерии и каких-то кебаб. Дошли до порта и поняли, что уже толком ничего не найдем, решили вернуться. Назад мы стали замечать, что заведения закрываются и мы поспешили к ресторану в марине. Но и там нас разочаровали, сказав, что кухня уже не работает. Пришлось довольствоваться пивом с орешками.

Мы решили дождаться ребят, но рация молчала и телефон они не брали. Нас это насторожило. В администрации марины нам сказали, что никаких происшествий за прошедший день не было. Мы, побродив по городку, вернулись на лодку и завалились спать. Ночью не затянутый фал вынудил меня в трусах выбраться наружу и топая по сырой палубе босиком затянуть его,  больше наш покой ничто не нарушило.

Утром я встал с мыслью, что завтра надо быть уже в Питере и во что бы то не стало нужно добраться до финнов. Я схватил картплоттер и проложил маршрут до Ханко, это вышло 120 миль… далековато, тогда я выбрал Турку, 90 миль. Это выходило около 20 часов. Погода была хорошая прогнозы благоприятные.

Уютная гавань

Я твердо намеревался пройти этот путь. Но оплывшая физиономия моего друга посеяло зерно сомнения. Я поделился своими выкладками с Алексом, в душе наивно полагая, что он не поймет, что такое 90 миль и 20 часов… но на мою беду Алекс хоть  выглядел не важно, но соображал хорошо и я понял, что мне его не переубедить. Я отправился на паромный причал посмотреть расписание паромов. Выходило, что нам можно уйти отсюда в 14.20 и около восьми вечера быть уже в Хельсинки. Билет стоил сущие копейки и мы решили возвращаться. Усугубляло еще то обстоятельство, что мне нужно было еще разбираться с паспортом.

Яхту подготовили к стоянке!

Теперь надо решить, где оставить яхту. В той марине, где мы остановились, стоянка стоила 25 евро в сутки, это было для меня дорогим удовольствием. На карте мы заприметили, что есть несколько марин у восточной части Мариехамна, но чтобы туда добраться нужно пройти и обогнуть полуостров на котором стоял город. Не успеваем. В западной части острова стоянок больше не было. В администрации клуба мне сделали скидку до 14 евро если я буду стоять и не пользоваться услугами марины. Дорговасто, но как пожарный вариант я оставил. Я заметил, через ветви деревьев, мачты на севере бухты и пешком отправился туда. Мне пришлось обойти какой-то заводик, прежде чем я увидел что-то вроде кемпинга: большой кирпичный дом и несколько деревянных вокруг, также пара камперов. Все это расположилось на живописной полянке с играющими детьми, карусельками и пр. Сквозь кусты я заметил пару яхт у пирса. Я направился туда. На лодке ковырялся молодой парень, я спросил его насчет стоянки. Он указал мне на тот самый большой дом, там, мол, живут хозяева. На крыльце висел щит с меню и гвоздиками для ключей. Мелом было написано, что это ресепшен. Но за столом никого не было. Я постучал и позвал. Вышла старушка и поверх очков посмотрела мою небритую физиономию. Я спросил ее про стоянку. Это был действительно ее пирс, но оставить тут лодку на месяц ее не радовало. Бабуля позвала своего старика. Он тоже нахмурился и стал как-то хитро на меня глядеть из-под потускневших стекол своих очков. Мы подошли к пирсу и дед неожиданно ткнул пальцем в буй и сказал, что я смогу встать тут. Место было не самым удачным, навальный ветер прямо из бухты, но можно было обвязаться и надеяться, что за лодкой присмотрят. Ну вопрос в цене. Теперь на меня смотрели две пары глаз и ждали от меня предложения. Я честно сказал, что ниже в марине у паромов, с меня берут 14 евросов. Дед выпалил, что предлагает в два раза дешевле, но осекся увидев хмурый взгляд старухи. 12 сказала она. Вступили в торговлю. Бабуля вызвонила молодую особу говорившую по -русски и я понял, что разговор затянется. Через пол часа на 10 еврах мы остановились и я побрел назад к лодке. По дороге я прикинул, что на месяц стоянки разница не очень велика, а в первой марине все таки ближе и стоянка более защищена, поэтому лодку решили не переставлять. Стали собираться на паром и домой. За все время нашего путешествия я почувствовал усталость и апатию, собирался лениво и без энтузиазма.

Аландские острова!

Сидя в удобном кресле и созерцая красивый пейзаж островов проплывающих мимо огромных панорамных окон парома, я тосковал. Погода была солнечная, много яхт. Даже гонки устраивали. А мы возвращались. На пароме благодаря интернету я понял мои дальнейшие действия по поводу паспорта. Снова набрал ребят и узнал, что они не пошли в Мариехам, а пошли напрямую до Финляндии, молодцы, возможно и нам следовало сделать также!

В Турку я связался с посольством, они обещали меня принять и  оформить разрешение на выезд. Но нужно было сделать фотографию. Это не так то просто, как кажется на первый взгляд. Пока мы с Алексом носились по вокзалам, наше внимание привлек красивый поезд с надписью Helsinki на борту. Оказалось, что он идет туда всего 2 часа и билеты можно купить на борту, а отходит он через 10 минут. А ведь там нас ждала машина в аэропорту и мы, недолго колеблясь, плюхнулись в удобные кресла на втором этаже скоростного поезда. Состав шел бесшумно и на табло в салоне, высвечивалась текущая скорость 120 – 140 и более км\ч, лихо.

Хельсинки встретил нас ночной прохладой и людным вокзалом. Мы пошли искать автобус до аэропорта и тут глазастик Алекс, улыбаясь, показал мне на автоматы, которые делают фотографии. Лучшего подарка я себе и представить не мог. Ведь у нас появился шанс оформить мой выезд сегодня. За 5 евро я держал в руках сильно контрастную еще влажную фотографию. Мы отправились на автобусную станцию, которая находилась у стен вокзала. Найти нужный автобус не составляло труда, т.к. у него на светящимся табло красовался самолетик и русский водитель подтвердил наши догадки. Автобус помчал нас в аэропорт по ночным улицам Хельсинки, да так быстро, что мы всерьез стали опасаться за вменяемость водителя. Как ему доверили автобус, не понятно.

Сели в машину. Время уже около 11 и есессно ни в посольстве, ни в полиции нас никто ждать не будет. Решили ехать к границе и там решать по обстановке. Я надеялся сегодня заверить утерю паспорта в полиции и на утро получить разрешение в посольстве. В Лаппеенранте мы нашли полицейский участок, но он оказался закрыт! Я несколько минут ломился в дверь: стучал, звонил в домофон, но за стеклянными дверьми было тихо. Тут можно было бы стрелять и никто не заметил бы… ничего не оставалось как вернуться в машину и с угрюмыми лицами поехали на границу. Лехе нужно было бы утром быть в Питере, а из-за меня он вынужден был сидеть в Финляндии. Решено было на «дурачка» проехать границу и посмотреть реакцию пограничников. Ничего особенного в этой реакции не было. Мне объяснили то, что я и так знал и не разрешили Алексею остаться и подождать попутную машину в Питер, чтобы сеть в нее. Мы встали у въезда на КПП и караулили въезжающие машины. Но машин было мало, автобусов вообще не было и те редкие машины, которые мы останавливали не хотели брать Алекса. Мы поехали в ABC и там перекусили и пока ждали когда откроется туалет… уснули.

На утро, молча попили кофейка и поехали в полицию. Леха уже отчаялся сегодня попасть на работу. В полиции было полно народу. Так и не скажешь, что ночью тут не сыщешь ни одного полисмена. На ресепшене мне сказали, что компьютеры не работают и они мне не могут оформить бумажку. Постояв там с полчаса, мы поехали в Иматру. Там нам спокойно и за несколько минут написали протокол о потери паспорта и нам осталось только все это сдать в консульство и поучить заветную бумажку. Мы вернулись в Лаппеенранту и на наше удивление в консульстве получили все также быстро и без проблем.

Взбодрившись, мы покатили в границе. Там все прошли без проблем и уже у вечеру вернулись в Питер. Так закончилась первая и самая интересная часть Марлезонского балета. Но яхте еще предстояло пройти долгий путь до Питера!

Пока делался новый паспорт и виза, яхту перегнали в Хамину, где мы ее и застали в целости и сохранности, нам же предстояло доставить ее в Выборг. Изготовили новый румпель. Но таможня долго не давала «добро» и мы ждали. У Алекса на этот раз не получилось принять участие в перегоне и мне пришлось идти одному.

Марина в Хамине, Финляндия

Марина в Хамине, Финляндия

Тихая гавань Хамины

Три яхты на плющихе

Накануне был сильный ветер. Но прогноз рассказывал, что на завтра он стихнет и будет даже солнце. Я приехал в Хамину рано утром и стал готовиться в выходу. Моросил мелкий дождь. Я зарифил паруса и вывалился из уютной гавани навстречу ветру. Решил большую часть пути идти под мотором. На траверзе порта Хамины меня накрыл сильный дождь и поднялся ветер. Для себя решил, если так продлится еще два часа  вернусь назад. Фарватер повернул к востоку и дождь стал хлестать в спину. Я решил поднять паруса в помощь к двигателю. Зафиксировав румпель, поднял грот и развернул стаксель. Яхта помчалась быстрее и стала более устойчива на курсе. Дождь стих и я начал обсыхать. Решил идти на Сантио и там отметиться у пограничников, это означало идти через шхеры ближе у берегу. Идти по финским шхерам одно удовольствие, все обставлено и видно не вооруженным глазом как на дороге. Ветер снова был попутным и лодка мчалась как птица. Облака стали расходиться, уступая место солнцу. Я стал согреваться и уже радоваться тому, что не вернулся обратно.

Алекс бежит с корабля)))

Отдать швартовы!

Подготовка к выходу

До Сантио было около 25 миль и к полудню я увидел вышку возвышающую высоко над деревьями. Я схватил радиостанцию, но она оказалась разряжена. Начал набирать мобильный номер, предусмотрительно данный мне агентом в Выборге, но на другом конце провода молчали. Ничего не поделать, я направился к острову. Сантио – пограничный остров напоминает букву «С», где внутри расположилась уютная и защищенная гавань для швартовки и оформления документов. Над островом возвышается смотровая вышка, облепленная радарами и антеннами. Я понял, что меня давно заметили и вели. Я направил лодку к причалу, когда заметил как за мной в бухту заходит пограничный катер. Я на всякий случай застопорил ход, чтобы не занять чужое место, катер лихо заложил поворот и встал как вкопанный в кабельтове от меня. Я дал ход и стал подходить к причалу, катер тоже притерся дутым бортами к стене и на причал спрыгнули два бравых молодца в комбинезонах и беретах. Они любезно помогли мне ошвартоваться и запрыгнули ко мне на борт. Меня отругали за то, что я не выходил на связь, я парировал, что у них телефон молчит, они посмотрели номера, которые мне дали и нацарапали на бумажке свои. Предъявил паспорт и документы, все проверили, поставили штампы и откланялись. Все. 20 минут и я проводил взглядом умчавшийся катер погранцов.

Курс на Сантио

Не смотря на солнце, я решил утеплиться, снять рифы с парусов и двигаться дальше, т.к. у меня впереди было еще 55 миль. Перекусив и побродив по острову, я забрался на лодку и отошел от стенки. На выходе из бухты  я снова встретил тот же самый катер погранцов, они помахали мне и пролетели мимо. Когда остров остался позади, ветер скис, я запустил двигатель и скрутил стаксель. Есть определенный кайф идти в одиночку. Я в первые вышел один. Но теперь понимаю людей, которые совершают трансатлантические переходы в одиночку. Есть какое-то единение с морем. Здорово.

Когда я прошел предполагаемую линию границы, все стало напоминать что я уже дома. Если на карте должен быть буй, его не было. Вешка была смещена в сторону. Вообще половина буев не было. Ветер усилился и я поднял стаксель и помчался, поворачивая к северу, в выборгские шхеры. Мне очень хотелось до заката поравняться с березовыми островами, но я немного не успел. Солнце село как только я только вошел в шхеры. Я шел по фарватеру, меня обгоняли суда, взошла луна и ночь не казалось такой темной. В полночь я ошвартовался у пирса Выборгской таможни. Выскочил охранник и начал меня выгонять с пирса. Я вежливо указа ему на шведский флаг и объяснил причину моего визита. Предупредил агента и начала готовится ко сну. Однако, когда я забрался в спальник в натопленной каюте, позвонил агент и предупредил ,что пограничники решили меня досмотреть сейчас. Я снова натянул штаны и одежду. Через несколько минут пожаловали гости. Не буду описывать процедуру досмотра, но в целом все прошло нормально. На следующий день я занимался оформлением в таможне и Вов торой половине дня документы на яхту уже были у меня на руках. Встречать меня из похода приехали жена с ребенком и я был безумно рад их видеть. Вот так закончилась эта авантюра с переходом из Стокгольма в Выборг на парусной яхте…Приключения, позволившие пережить нам массу эмоций и оставившие в душе надежду на продолжение…

Идем правым галсом

http://www.afanarenko.ru/?p=456

Картина дня

наверх