На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Сага парохода «Polluce»


Между островом Эльба и материком в Тирренском море лежат останки сотен кораблей римских, греческих, турецких и французских с амфорами, углем и разными товарами, никому нет до них дела, и никто не знает, где именно они лежат. Но на юге острова есть место, о котором говорят все. Здесь в нескольких километрах от мыса Кальфо затонуло судно «Polluce» в 1841 году. И как всякий интересный рассказ о кораблекрушении и потерянных сокровищах в истории с пароходом «Polluce» есть все: драматизм, трагедия, алчность, преступление, одержимость и политика.

Сага о пароходе «Polluce» не такая уж и древняя, однако еще несколько лет назад никто на острове и не слышал об этом корабле, впрочем, все знали, что на дне что-то лежит, рассказывая разные истории. Одна из них гласит, что на глубине находится золотая колесница.

колесный гребной пароход «Polluce»

17 июня 1841 года у мыса Кальво море было спокойное. Погода благоприятствовала и пароход «Polluce» спокойно следовал по известному маршруту из Неаполя в Марсель через Ливорно. На следующий день в первом часу ночи ожидалось прибытие в Ливорно. Двигаясь на северо-запад пароход, шел одним из самых древних морских маршрутов в западном средиземноморье. Около 11:00 часов вечера пароход проходил траверз острова Эльба. В темноте рулевой не заметил другое торговое судно, следовавшее в перпендикулярном направлении на высокой скорости. Столкновение было неизбежно. Получив удар в левый борт колесный пароход «Polluce» затонул за считанные минуты. Несмотря на воцарившуюся панику, экипаж судна и 48 пассажиров были подобраны судном «Mongibello». Без вести пропал лишь один человек. Среди пассажиров была русская графиня, неаполитанская герцогиня и капитан царской армии, у которых при себе было 50, 30 и 20 тысяч франков золотом соответственно, а также множество драгоценностей. В тот момент никто не знал, что в мгновение ока под покровом ночи затонуло целое состояние.

Помимо личных вещей в трюме находились ящики с тысячей золотых и серебряных монет, предназначавшихся купцам в Ливорно. Неаполитанская герцогиня Ди Рокко путешествовала вместе со своим экипажем - великолепной коляской - небольшой деревянной каретой, которую легенда вскоре покроет золотом. Так заканчивается история «Polluce», роскошного парохода построенного во французском Гавре, но принадлежавшего генуэзскому судовладельцу. Спущенный на воду в мае 1841 года пароход «Polluce» прослужил всего лишь один месяц. Вскоре о затонувшем корабле забыли до 1936 года.

SO.RI.MA. стала первой компанией в мире специализирующейся на подводных работах. Определив место, где, по всей видимости, произошло кораблекрушение водолазы организации с судна «Artilio» спустились на глубину 70 м и приступили к поискам. Но им не удалось отыскать сокровища корабля. Вскоре поиски прекратились. За отсутствием четких координат пароход «Polluce» пополнил длинный список затерянных кораблей.


В Лондоне находится фирма «DIX NOONAN WEBB», занимающаяся перспективой и оценкой аукционных лотов и специализируется на монетах. Драгоценности проходят здесь оценку, прежде чем попасть на роскошный и зачастую закрытый аукцион.

20 июня 2001 года аукционный дом готовился выставить на продажу великолепный клад с английского корабля со странным названием «Santa Lucia». Он затонул в нейтральных водах в Тирренском море недалеко от Генуи в 1841 году. Этот аукцион так и не состоялся, так как вся коллекция по информации Интерпола была вывезена нелегально и была снята с торгов. Предметы были конфискованы полицией и переданы итальянским властям.


Невероятно, но сокровища оказались совсем не с парусного судна «Santa Lucia». Кроме того такого корабля никогда не существовало, а драгоценности, изумруды и золотые кресты были подняты с забытого всеми парохода «Polluce». Но ничто в мире не происходит просто так.

В Италии живет человек Pascal Kainic (Паскаль Киник), который с 15 лет увлекается дайвингом. В поисках информации он изучал архивы и библиотеки по всей Европе, включая дела морских архивов и капитанств. Однажды в июне 1989 года он искал очередную информацию в архивы торговой биржи Марселя и в одной из газет нашел заметку о морской катастрофе, случившейся с пароходом «Polluce», который затонул менее чем за 10 минут. Спустя несколько дней Паскаль обнаружил подробной отчет о кораблекрушении. Впоследствии это событие послужило началом увлекательного приключения после трех лет дополнительных изысканий во Франции и Италии. Ныряльщику в точности удалось определить местоположение парохода, и какой был его груз. Он знал все о драгоценностях графини и изумрудах герцогини. И чтобы удостовериться, что корабль лежит именно там, он обратился к одному из ведущих специалистов Марселя, у которого есть судно «Minibex», оснащенное подводным оборудованием способным погружаться на глубину до 600 метров. И Паскаль предложил королю подводного мира Henry G. De Lauze и его фирме «COMEX» работу.

В июне 1992 года компания людей отправились на остров Эльба, связав себя контрактом на 5 лет. Координаты были настолько точны, что уже через несколько часов на стометровой глубине обломки парохода «Polluce» были найдены. Это была удача, но как и во всех таких делах есть маленькое «но». По истечении пятилетнего срока контракта кроме видеосъемки затонувшего судна никаких действий не совершалось, ведь разрешение на подъем артефактов отсутствовало.

Никто не решался поднять сокровища корабля в территориальных водах Италии, иначе все пришлось бы отдать властям, тогда Паскаль не привлекая внимания, предложил ту же работу группе англичан Николасу Пирсону и Дэвиду Диксону. После чего все завертелось очень быстро. Дело было заманчивым, но непростым - пароход находился в нескольких сотнях метров от берега на глубине 100 м. Не могло быть и речи о том, чтобы нырнуть на несколько часов и вынырнуть с сокровищами, но в английском языке нет слова «невозможно». Новые партнеры Паскаля Киника решили нырять с официальным разрешением. Пирсону и Диксону пришла в голову гениальная идея. Они просят разрешения Министерства финансов у Английской короны на подъем имущества с корабля «SS Glenlogan», затонувшего в 1916 году с грузом олова в 700 км от Эльбы, но эта деталь уже не имела значения. Этот контракт давал им право искать и поднимать драгоценный металл с судна в обмен на премию 3000 фунтов стерлингов и 15 процентов от продажи. Получив разрешение, злоумышленники отправились во Флоренцию к британскому консулу, который безоговорочно поддержал подданных, по причине скверных знаний истории. Вскоре разрешение на работы было выдано. Англичане зафрахтовали морской буксир и взяли курс на остров Эльба в марте 2000 года.


Небольшая группа злоумышленников насчитывала 20 человек, включая членов экипажа судна. Они прибыли в точку и с помощью грейферного ковша день за днем опустошали морское дно. Спустя неделю никаких сокровищ корабль не показывал, но затем все увидели блеск. Золотые и серебряные монеты, а также драгоценности спрессовались в грязи. Днем и ночью находки становились впечатляющими.


Так были найдены настоящие сокровища корабля. Парням удалось сорвать Джек-пот. Спустя несколько месяцев драгоценности как в лучших детективах прибыли в Лондон на поезде в чемодане, который доставил сообщник Джерри Селиван. Добыча составила 331 золотые и 2043 серебряные монеты. А также множество драгоценных камней, цепочек, медальонов и брошь, усыпанная 41 изумрудом. Об остальном нам уже известно. Сообщники отчистили каждую ценность и провели экспертизу, а через полтора года полиция взяла всех накануне торгов. А выдал всех один из членов экспедиции, которого исключили при дележе добычи.

События 2001 года произвели шок на всех жителей Италии. У них на глазах происходило классическое ограбление. Сейчас сокровища затонувшего парохода «Polluce» вернулись в Италию и хранятся в самых дальних и тщательно охраняемых комнатах Министерства культурного наследия. В результате эпопеи 2000 года Италия узнала и о пароходе и его сокровищах.

Англичанам удалось поднять лишь часть сокровищ корабля. Во избежание последующих попыток разграблений парохода, подводные работы в 2005 году были возобновлены снова. Для чего итальянскими властями была организована экспедиция RECOPERO POLLUCE MARINE MILITARE, сотрудники которой сумели поднять на поверхность изысканные вещи и еще около 15000 монет.


модель судна «Pollucio» в морском музее в Барселоне

Картина дня

наверх