На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Румбы и управление парусным судном

 
В исторический период с XVII по XVIII век, в основу военных флотов наиболее развитых морских держав Англии, Франции, Голландии, Испании - составляли линейные корабли.
 
 
Это были большие парусные суда, пришедшие на смену гребным кораблям - галерам. Теперь, когда у так называемых великих держав заиграли мировые амбиции и их торговые, военные и политические интересы простерлись за моря и океаны, на веслах далеко уйти бы не удалось. Движущим средством заморских океанских кораблей стал парус. В технике точно разделяются понятия двигателя и движителя. Для весельного судна двигатель - руки человека-гребца, движитель - весла. Для парусного судна двигатель - ветер, движитель - паруса.

Итак, парусный корабль, гонимый ветром, направляет свой путь туда, куда ему приказано. И это направление движения судна называется курсом. Курс определяется по компасу или по отношению к ветру. Но начну с компасного курса потому что, каким бы не было направление ветра, корабль должен идти в заданном направлении. Прямая линия, соединяющая порт отправления и порт назначения, называется генеральным курсом. А с какой точностью он удерживается на всем своем протяжении, зависит как от ветра, так и от парусного вооружения судна, от умения шкипера и его помощника - штурмана.

Окружность горизонта можно очертить геометрическими углами, которые составляют 360 градусов. Но уже давно моряки предпочитали другое разбиение картушки компаса, т. е. не в градусах, а в румбах, отсчитываемых от и через главные точки горизонта. Четыре главные точки горизонта это - север, восток, юг, запад. На флоте их называют голландско-немецкими терминам: Норд, Ост, Зюйд, Вест (North, East, South,West) и обозначаются буквами - N, E, S, W. Они и называются главными румбами и делят истинный горизонт на четыре четверти: северо-восточную, юго-восточную, юго-западную и северо-западную.
 

Направление на север (N) - это направление на географический северный полюс земного шара. Как известно, стрелка магнитного компаса указывает на магнитные полюса Земли.

Каждая четверть делится на восемь румбов, каждый из которых имеет свое название и буквенное обозначение. Таким образом, всего - 32 и угол между ними равен 11,25 градуса. На приведенном рисунке 1 деления горизонта показаны направления и наименования. Современное принятое моряками обозначение выглядит, например, так: NO t N. Это читается по-английски NO-to-N («to» - значит «к») произносится на голландский манер: норд-ост-тень-норд.

Теперь о курсе относительного ветра. Угол между направлениями ветра и диаметральной плоскостью судна называется курсовым углом ветра или курсом относительного ветра. Направление ветра определяется по той точке горизонта, откуда он проходит, в градусах или румбах, т. е. северный ветер проходит от Норда.

Курс относительно ветра определяется величиной угла между направлением ветра и диаметральной плоскостью судна. Идти против ветра, т. е под углом 0 градусов, парусное судно, конечно же, не может. Положение судна и парусов, находящихся в линии ветра, называется левентик. Остальные курсы относительно ветра называются: фордевинд (курс противоположный левентику), галфвинд (или курс в полветра), курс под углом более 9 или менее 180 градусов (т. е. когда ветер дует сзади и сбоку) называется бакштаг (крутой бакштаг в углах от 90 до 135 градусов, полный бакштаг - от 135 до 180 градусов). И, наконец, бейдевинд, - называемый острым курсом. Минимальный острый угол, под которым парусное судно может идти против ветра, называется крутым бейдевиндом, а далее до 90 градусов - полным бейдевиндом. Угол курса крутого бейдевинда зависит от парусного вооружения корабля и его конструкции (рис.2).
 

Курсы судна относительно ветра:
1) направление ветра; 2) наветренная сторона; 3) подветренная сторона; 4) крутой бейдевинд; 5) бейдевинд; 6) полный бейдевинд; 7) галфвинд; 8) бакштаг; 9) полный бакштаг; 10) фордевинд;
 
Идти прямо против ветра корабль не может и вынужден лавировать, т. е. идти на парусах против ветра переменными галсами, т. е. зигзагами. И эти курсы относительно ветра показаны на рисунке 3.
 

А вот как говорят истинные моряки: с носа дует противный ветер. В остальных случаях судно идет в бейдевинд, в галфвинд, в бакштаг и на фордевинд. Ветра нет, паруса обвисли, и судно лежит в дрейфе. При ветре с правого борта говорят, что судно идет правым галсом, с левого борта - левым галсом.

Дрейфующее судно можно буксировать с помощью гребных судов, например, шлюпок, что не раз делалось в золотой век паруса.

В дрейф можно лечь и намеренно, поставив паруса так, чтобы одни из них вели судно вперед (говорят, судно восходит, приводясь к ветру), другие назад (судно нисходит). Можно и просто «положить паруса на мачту».

При движении по ветру корабль время от времени меняет галс, то есть совершает поворот. И таких поворотов два: поворот оверштаг и поворот через фордевинд.
При повороте оверштаг корабль, меняя галс, пересекает линию ветра носом (рис.4).
 

Этот поворот требует мало времени и места, однако при слабом ветре и большом волнении моря может не удастся.

При повороте через фордевинд корабль, меняя галс, пересекает линию ветра кормой (рис.5).
 

Такой поворот занимает много времени и требует соответствующего места, но не всегда удается.
 

Картина дня

наверх