На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Контр-адмирал в отставке: Новая война начинается когда забывают старую

28 августа - трагическая дата в истории России и Эстонии. В этот день в 1941 году 41992 человека, из них 12806 жителей Таллинна, отправились на 225 кораблях и судах из окруженного немецкими войсками Таллинна в путь на Восток до Кронштадта.

Это был трагический путь через минные поля, под бомбами самолетов и снарядами береговой артиллерии. Для 15111 человек это был последний путь - в течении двух дней они погибли. Среди них 4400 жителей города Таллинна, в основном женщины и дети.

В дневное время беспомощных, плавающих после гибели судов в воде людей беспощадно расстреливали самолеты из пулеметов, бросали гранаты. Одна из жительниц деревни Юминданина, расположенной на берегу Финского залива, где ночью через минное поле прорывались корабли, вспоминая ужас того, что она видела, рассказывала: «Горело море, кричали дети».

Трагедию увидели и жители Финляндии, к берегу которой ветер принес в районе города Котка тысячи трупов. Наверное поэтому финский документальный фильм об этом называется: «Ад в Финском заливе».

Этой трагедии посвящены исторические исследования в России, Финляндии и Эстонии, написаны книги, сняты два фильма. Много газетных и журнальных публикаций посвящены этому событию, наряду с правдой многие из них, к сожалению, содержат в погоне за сенсациями откровенную ложь, клеймят невинных людей позором.

Моя заметка основана на итогах 12 летней работы в Архивах военно-морского историка Радия Зубкова, контр-адмирала в отставке, занимавшего в прошлом должность главного штурмана ВМФ СССР.

Мы не ставим своей целью сделать анализ военных аспектов данного морского сражения, предоставим это историкам. Рассмотрим, что произошло в августе 1941 в Финском заливе и поговорим о необходимости сбережения памяти о прошлом, чтобы это не повторилось в будущем.

Катастрофическая нехватка тральщиков, полное отсутствие авиационного прикрытия на пути от Таллинна до острова Гогланд, слабое зенитное вооружение кораблей и судов привели к тому, что семнадцать боевых кораблей и все транспортные суда, за исключением четырех, погибли на минном поле с более 2,5 тысячами мин и от налетов бомбардировочной авиации.

В масштабах войны материальные потери не поражают. Общий тоннаж потопленных кораблей и судов 56000 тонн (при разгроме конвоя PQ-17 на Севере потоплено судов водоизмещением более 450000 тонн, потеряно более 400 танков,200 самолетов 3300 автомашин и более 90000 тонн других ценных грузов).

Поражают людские, человеческие потери они беспрецедентны. Фактически за ночь и день почти одновременно погибло более 15 тысяч человек. Такого гигантского братского кладбища в море история человечества не знает.

Транспортные и пассажирские суда конвоев этого перехода были сформированы из мобилизованных судов Латвийского, Эстонского и Ленинградского пароходств, с смешанными национальными командами.

Президент Эстонии Леннарт Мери, сам будучи историком, принял решение на открытие в 2001 году памятника погибшим при этом переходе на мысе полуострова Юминданина. На открытии присутствовали представители католической, лютеранской и православной церквей, все рода войск Эстонии ,представители посольств Эстонии, России, Финляндии и Германии, а также местное население.

Героизм проявленный при переходе

Командиры кораблей и капитаны судов проявили профессиональную выучку и личную храбрость. Впереди всех по минному полю, без возможности маневрировать с тралами шли тральщики и не было случая, чтобы кто то дрогнул, обрубил трал и попытался спастись.

Капитаны судов (за исключением сброшенного с мостика взрывом бомбы капитана транспорта Казахстан) не сходили с мостиков гибнущих кораблей и судов, если сходили, то последними.

Все знают мужество и высокий профессионализм моряков Германии, но даже и они не всегда выдерживали подобные испытания. Так на мостике лайнера «Вильгельм Густлов» погибшего в январе 1945 года было сразу 4 человека имеющие капитанские лицензии, лайнер тонул 45 минут, погибли почти 10 000 человек, а все 4 капитана спаслись, причем сам капитан Петерсен и командир 1000 подводников были при высадке их на спасательное судно сухими.

Правда самый молодой после войны застрелился. Не ушел с корабля и погиб капитан транспорта Эстонского морского пароходства «Элла», имевшая на борту 693 раненых. Капитан Лепни, команда из 644 человека погибли, спаслось 49 человек. Капитан транспорта «Лейк Люцерн» (также Эстонского морского пароходства ) Каськ тяжело раненый во время прямого попадания бомбы в судно, он довел корабль до острова Гогланд, где посадил судно на мель. С судна спасатели сняли и доставили на Гогланд 2500 человек.

Капитан транспорта «Скрунда» Остапенко 29 августа принял с поврежденного транспорта «Луга» более 2000 человек.

Судно выдержало по пути 36 воздушных атак, на него было сброшено 144 бомбы, в 5 милях от острова Вайндло лишился хода от прямого попадания авиабомбы. Но все 2000 человек раненых и пассажиров были сняты с судна тральщиками, катерами и буксирами и доставлены на Гогланд и в Кронштадт.

В деревне Кясму на кладбище есть красивый памятник над могилой, в которой покоится только мать капитана транспорта «Элла» Лепни, надписей на камне три: Мать, сын и отец, тоже капитан судна торпедированного в 1941 году.

Отец спасся с командой на спасательной шлюпке, но позже был ложно обвинен и сгинул в лагерях Сибири. «Путник, если будешь в Кясму не забудь поклониться героям и жертвам войны, семье эстонских капитанов «Лепни».

Героизм при спасательных работах

Одно то, что из 18 200 человек, доставленных в Кронштадт, лишь около 4600 прибыли туда на тех кораблях, на которых они вышли из Таллинна; остальные 13 600 — это спасенные с погибших кораблей люди -говорит о размахе и результативности спасательных работ.

Спасательными работами руководил Капитан 2 ранга Святов. Проводились они на тех же минных полях под теми же бомбами и пулеметными очередями, что прошли и те кого они спасали.

На острове Гогланд сооружена скромная стелла с надписью в которой есть слова «Контр-адмиралу Святову. При прорыве флота из Таллинна в Кронштадт личный состав отряда кораблей руководимый им проявил мужество, стойкость и спас 12160 бойцов, офицеров и гражданских лиц оказавшихся в воде»

Из 27 средне- и крупнотоннажных транспортов и вспомогательных судов, участвовавших в прорыве, шесть дошли до Кронштадта («Казахстан», «Ленинградсовет», «Суур Тылл», «Нептун», «Метеор», «Тасуя»), доставив туда около 4000 человек; еще 10 сначала были лишь повреждены, а затонули («Вирония», «Сатурн», «Луга», «Вторая Пятилетка», «Скрунда», «Ярвамаа») или были добиты вражеской авиацией только после того, как с них были сняты где все, где значительная часть людей (всего около 9000 человек); и произошло это уже у Гогланда, на берег которого одни суда выбросились («Иван Папанин», «Лейк Люцерне», «Серп и Молот»), других к острову прибуксировали («Шауляй»). Одиннадцать транспортов затонули, в основном в короткие сроки измеряемые минутами и большинство находящихся на них погибли.

Так затонул транспорт Эстонского параходства "Вирония” с 1300 человеками на борту. Количество погибших было бы еще больше если бы командующий Балтийским флотом, несмотря на отсутствие разрешения на эвакуацию, не отправил в Кронштадт в период с 12 по 28 августа несколько конвоев с 5400 ранеными, семьями офицеров и гидрографами флота. Всего 18 тысяч человек.

Обвинение в средствах массовой информации главных сил Балтийского флота и лично командующего надуманны и безосновательны.

Командующий флотом выполнял две поставленные ему задачи. Первая эвакуировать войска из Таллинна и второе вывести Боевое ядро флота (крейсер, лидеры, эсминцы и подводные лодки).

Так как по Наставлениям он обязан был вести корабли с параванами, которые работали только при скорости больше 14 узлов, караваны шли со скоростью 6,5 узла, разрыв в расстоянии к утру достиг 30 миль и более. Ожидать суда или идти к ним навстречу - продолжать охранять суда без авиационного прикрытия, с ограниченным количеством снарядов и слабой зенитной артиллерией под ударами авиации было бы не только нарушением приказа ,но и грубой ошибкой. Существенной помощи судам не оказали бы, а боевые корабли потеряли.

Так английское адмиралтейство сохраняя боевые корабли пожертвовало конвоем PQ-17. Так тяжелый немецкий крейсер Хиппер, прошел по головам тонущих с лайнера "Вильгельм Густлов” и не останавливаясь ушел, он не имел права рисковать кораблем оказывая помощь тысячам погибающих. Такова жестокость войны.

Тем более Боевому ядру флота задача охранения кораблей и не ставилась.
Эта задача была поставлена тральщикам и сторожевым кораблям.
Серьезной ошибкой было то, что Главные силы и Отряд прикрытия при уходе могли усилить охранение конвоя полудюжиной сторожевых катеров из состава своего охранения, но они этого не сделали.

Каковы же итоги

Вышло из Таллинна 225 кораблей и судов, погибло 62, пришло в Кронштадт 163 (72,4%). Из 41992 человек вышедших из Таллинна погибло 15111 человек, прибыло в Кронштадт 26781 человек (64%). Конвои и боевое ядро понесли существенные потери, но задачу выполнили.

Через несколько дней началось наступление немцев на Ленинград и каждое корабельное орудие было на счету в обороне города.

Финские военно-морские историки Кескинени и Мтыковски написали (Suomen Laivasto sodassa 1939–1945, 1991): «… русские достигли успеха в эвакуации большей части их войск и кораблей из Таллинна в район Ленинграда, где они позднее сыграли решающую роль в обороне Ленинграда наступившей зимой».

Сохранение памяти

Самую большую работу по сохранению памяти проводит Эстония. В Морском музее Таллинна находится в прекрасном состоянии подводный минный заградитель Лембит и Ледокол Суур-Тыль, участвовавшие в переходе. Суур Тыль доставил благополучно в Кронштадт 600 человек.

В 2001 реставрирован и открыт памятник погибшим при Прорыве кораблей в августе 1941 года.

Подводный археолог, ученый морского музея Эстонии Велло Мясс, на судне” MARE”, на скромные бюджетные ассигнования, несколько лет исследует затонувшие суда в Финском заливе, и он же нашел точное место гибели русского броненосца ”Русалка”.

На минном поле Юминданины он обнаружил и определил средствами космической навигации точное место 42 объектов, в том числе ПЛ Щ -301, транспорта Вирония, эсминца, тральщика и идентифицировал их, сняв снимки сонаром.

Клуб ветеранов флота Эстонии организовал поход яхты Дива «По пути конвоев августа 1941».
Вышли в 16 часов, как и конвои шли со скоростью 6,5 узлов, пришли в точное место гибели подводной лодки Щ-301 (погибло 36 человек), транспорта "Элла” погибло 644 человека и Транспорта "Вирония” (погибло 1300 человек).

По традиции флота России над местом гибели каждого судна было оглашено название и принадлежность судна, имя и фамилия капитана, причина гибели, число погибших, после чего капитан яхты Сергей Матвеев прочитал троекратно поминальную молитву и после провозглашенных в третий раз слов «ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ» венок из живых цветов опустили на воду, после чего дважды ударили в колокол.

Темная ночь, шум ветра и волн, ощущение что вот здесь в такое же время, в том же месте 70 лет назад погибли тысячи людей наполнило души благостным острым чувством сострадания сострадания, вплоть до ощущения большого горя и протестом - такое нельзя, невозможно допускать, это не должно повториться.

Ежегодно к памятнику на мысе Юминда 28-29 августа приезжают автобусы с ветеранами флота, приходят местные жители и туристы, это поистине народный памятник.

Камень памятника – гранит красного цвета, со стороны моря, при утренних лучах солнца он видится как пламенеющее сердце, это впечатление создается сочетанием цвета и формы камня, и солнечным освещением.

Само по себе мыс Юминда полуострова Юминданина – явление природы по своей красоте и неповторимости уникальное.

И памятник долго будет говорить ,как надпись у Фермопильского прохода в Греции Спартанцам: «Путник, остановись, поведай о нашей гибели на этом минном поле и не допускай войны».

Картина дня

наверх