На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Авианосцы советского флота - история становления

 
Более 40 лет авианесущие корабли несли службу в составе советского флота, выполняя самые разные по сложности задачи, но путь их становления был довольно долгим и сложным.
 

В 1937 году в Советском Союзе набирала обороты индустриализация. В то время по количеству крупных кораблей СССР уступало государствам агрессивной оси Германия, Италия и Япония в четыре раза. Для обороны страны была подготовлена первая десятилетняя программа военного судостроения. Чтобы создать большой флот требовалось построить 1500 боевых кораблей. При этом не исключалась и иностранная помощь.

К тому времени в США вводились в строй сразу 8 авианосцев. Подобные корабли создавались в Англии и Франции, но опережала другие страны Япония. В стране Восходящего солнца строились 10 авианосцев, в том числе 6 тяжелых. Сталин понимал, чтобы защитить свои рубежи советский флот должен иметь на вооружении артиллерийские корабли. Их строительство планировалось по иностранным чертежам только на территории СССР. К сожалению, в десятилетнюю программу не были включены первые авианосцы отечественных проектов. Еще в годы первой мировой войны в водах Балтики и Черном море успешно воевали пять советских гидроавиатранспортов переделанные из крейсеров и пароходов. В ходе второй мировой войны стало ясно, что в будущих морских сражениях авиации будет отведена особая роль.

В январе 1943 года главком ВМФ Николай Кузнецов принял самостоятельное решение, он утвердил задание на проектирование классических авианосцев. Уже в ноябре 1944 года инженерами Невского ПКБ была завершена разработка первого проекта авианосца на 62 самолета. К концу войны у Николая Кузнецова были подготовлены документы на создание уже четырех типов авианесущих кораблей. Их достоинством было обеспечение соединения боевых кораблей и надежная защита от воздушных и морских атак противника. Предложение моряков легли в основу первой послевоенной программе военного судостроения, но Сталин их отклонил, отдав предпочтение линкорам и крейсерам.
 
На долгих семь лет слово «авианосец» было предано забвению, и только перед смертью генералиссимуса, адмирал Кузнецов вновь решил поднять этот вопрос. К концу 1955 года эскизный проект легкого авианосца ПВО был готов. На корабле впервые было спланировано базирование 40 истребителей МИГ-19 и двух вертолетов, но вскоре Кузнецова отстранили от руководства флотом и дальнейшие работы по авианесущему кораблю были свернуты. Николай Герасимович так и не увидел свое детище.
 

авианосцы советского флота

 

противолодочный ракетный крейсер «Москва»

 
 
 

авианесущий крейсер «Минск»

 
 
 

авианесущий крейсер «Новороссийск»

 
 
 
 
 

авианесущий крейсер «Киев»

 
 
 
 
авианосец «Киев» в Китае

авианесущий крейсер «Баку»

 
 
 
 
 
Новый глава страны Никита Хрущев взял курс на развитие ракетной техники и сокращения вооруженных сил. Это время хорошо запомнил Главный конструктор Николаевского завода имени 61 коммунара Иван Винник. Под нож реформ попали не только специалисты, но и артиллерия, самолеты и корабли. Новым приоритетам главы страны главком Сергей Горшков противостоять не решился. Слово «авианосец» стало нарицательным.

В конце 50-х годов в рамках стратегии массированного возмездия, США увеличило количество целей для уничтожения на территории СССР в 2,5 раза. Под удары 500 авиационных носителей ядерного оружия попадали сразу все 8000 населенных пунктов Советского Союза. Главком ВМФ Сергей Горшков срочно утвердил Невскому ПКБ задание на проектирование противолодочного корабля с групповым базированием вертолетов. Планировалось, что его поисковые возможности будут в несколько раз выше, чем у других сил. Одновременно для воздушного прикрытия кораблей конструкторы разработали зенитно-ракетный комплекс.

В январе 1962 года проект вертолетоносца с шифром 1123 был утвержден. На тот момент США располагало уже двадцатью новыми авианесущими кораблями, в том числе первым атомным авианосцем «Enterprise». Они могли доставить к границам СССР 1500 авиационных носителей ядерного оружия. В условиях противостояния внутри страны советским конструкторам удалось создать первый вертолетоносец водоизмещением 15000 тонн. В отличие от американских аналогов предназначавшейся только для высадки десанта его главной задачей была борьба с ракетными подводными лодками ВМС НАТО. Для этого боевой корабль впервые обеспечил базирование специальных противолодочных вертолетов К-25, а также имел на вооружении уникальный ракетный комплекс ПВО с дальностью ракет до 150 км.

В январе 1965 года первый советский вертолетоносец названный противолодочным ракетным крейсером «Москва» был спущен на воду. В следующем году в акватории судостроительного завода в городе Николаеве появился второй противолодочный ракетный крейсер «Ленинград», а к закладке стали готовить третий - «Киев». Противолодочные крейсеры открыли первый этап создания советского авианосного флота.

Летом в США проводились испытания ракеты морского базирования «Poseidon» С-3. Десять разделяющихся боеголовок имели увеличенную дальность полета до 5000 км. Запуская их из Атлантики только один американский подводный ракетоносец типа «La-Fayette» мог уничтожить населенные пункты на площади 160000 кв. км. Такие субмарины сразу окрестили убийцами городов.

Первым из вертолетоносцев на поиск американских субмарин был направлен противолодочный крейсер «Москва». Совместно с гидросамолетами Бе-12 боевой корабль обнаружил и не упускал американскую подводную лодку более 10 часов. После этого случая стало понятно, что Средиземное море перестало принадлежать только флотам блока НАТО. Но в открытом океане ситуация складывалась иначе. Там для поиска субмарин авианесущим крейсерам типа «Москва» требовалось гораздо большее количество вертолетов, а для их размещения кораблю просто не хватало длины. Кроме того, районы патрулирования американских подводных лодок прикрывали семнадцать многоцелевых авианосцев, и приблизиться к ним не позволяла палубная авиация. Для таких целей советский флот нуждался в принципиально новом авианесущем корабле с крылатыми ракетами и самолетами.

В 1967 году конструкторское бюро имени Яковлева на авиационном шоу 9 мая предоставили самолет с вертикальным взлетом. В неформальной встрече, в санатории, министр обороны Гречко провел беседу с инженерами конструкторского бюро, на которой были подробно описаны преимущества нового истребителя. Тогда генеральному секретарю Л. И. Брежневу было направлено письмо с предложениями. И именно для штурмовиков Як-38 на Невском ПКБ был создан проект нового авианесущего крейсера. Кроме того, на борту корабля по традиции разместили два десятка боевых вертолетов. Строить крупные авианесущие корабли могли только на Черноморском заводе в городе Николаеве - там находился единственный стапель. Чтобы освободить место для нового корабля пришлось отменить закладку третьего вертолетоносца, а его название «Киев» было передано головному авианосцу проекта 1143, строительство которого началось в июле 1970 года.
 
истребитель Су-33

На вооружении неповторимого авианосца находились 8 пусковых установок противокорабельных ракет и полк летательных аппаратов, с применением которых корабль впервые мог нести успешную борьбу не только с субмаринами, но и с надводными кораблями НАТО. Командный комплекс управления авианосца обеспечивал централизованное автоматизированное управление разнородными силами корабельного соединения: авиацией, всеми видами вооружения корабля, техническими средствами и борьбой за живучесть. Кроме того боевой корабль был способен прикрывать развертывание в океане советских подводных лодок со стратегическими ракетами. Авианесущие корабли типа «Киев» позже классифицированные как тяжелые авианесущие крейсера (ТАКР) произвели революцию в советском ВМФ. Они открыли второй этап авианосного флота и проложили дорогу полноценным авианосцам.

Первенец - авианесущий крейсер «Киев» поражал своими размерами. Корабль имел высоту 27-этажного дома, в котором размещалось около 4000 помещений, включая 50 душевых кабин, нескольких кают-компаний и столовых. Для обеспечения крейсера понадобилось 12 различных трубопроводов и 138 км электрических кабелей. Кто-то подсчитал, чтобы обойти этот гигант по всем коридорам и побывать в каждом помещение хотя бы по одной минуте понадобиться более 2,5 суток. ТАКР строили 169 заводов и предприятий СССР.

После спуска на воду крейсера «Киев» были заложены второй ТАКР «Минск», третий «Новороссийск», четвертый «Баку»Адмирал Горшков») и пятый ТАКР проекта 1143.5 «Тбилиси» впоследствии переименованный - «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», на котором было отдано предпочтение перспективным истребителям Су-27 и Миг -29 с обычным взлетом и посадкой. Для этого на авианосце «Тбилиси» был смонтирован трамплин, а также увеличено водоизмещение до 55000 тонн. Заложенный 1 сентября 1982 года корабль открыл новый третий этап создания авианосного флота. Строительство полноценного авианосца сразу заметили на западе. Перед выходом на пенсию главкому ВМФ Сергею Горшкову удалось добиться решения правительства на закладку еще одного корабля проекта 1143.5 авианесущего крейсера «Варяг». Корабль строился быстрыми темпами и спустя три года в декабре 1988 году он был спущен на воду. Седьмой ТАКР «Ульяновск» планировалось оснастить ядерной энергетической установкой. К этому времени советский флот уже получил опыт в эксплуатации атомоходов «Ленин» и «Арктика». Авианосец «Ульяновск» был заложен в Николаеве в 1988 году. Проект этого корабля отличался революционными решениями - он имел водоизмещение 75000 тонн и самую мощную энергетическую установку на 1200 МВт. Это позволило разместить на корабле две катапульты и в 1,5 раза больше летательных аппаратов 70 единиц, включая самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и наведения. Огневую мощь помимо сверхзвуковых ракет дополняла броня.

Авианесущий крейсер это универсальное и самое мощное на сегодняшний день оружие. 40 истребителей корабля могут отразить удар сразу двух авианосцев противника. Уничтожить 100 воздушных целей в радиусе 500 км.

К сожалению, все советские авианесущие корабли нашли свое пристанище в Китае в качестве туристических аттракционов. На базе ТАКР «Минск» сделан музей советского флота. На предприятиях Индии были разрезаны ТАКР «Москва» и «Ленинград».

В 2004 году ТАРК «Адмирал Горшков» был продан Индии. Его модернизация проводится по документации Невского ПКБ на заводе «Севмаш» в Северодвинске. После модернизации на корабле будет установлена сплошная полетная палуба с аэрофинишерами и трамплином для взлета истребителей МИГ-29К.

Ни одна задача в море без авиационного обеспечения не выполнима. В России на сегодняшний день нет ни одного завода с сухим доком, где можно было построить корабль водоизмещением более 50000 тонн и длиной 300 м. Нет для такой работы и соответствующего оборудования.
 
Опыт мировой истории учит, что в ближайшем будущем великой морской державой может считаться только то государство, которое будет имеет в своем составе сбалансированный современный флот. Первое место в нем по праву должно принадлежать авианосцам, ведь не случайно их сравнивают с длиной рукой, способной в любой момент покарать потенциального агрессора, но для того чтобы не повторять прошлых ошибок, необходимо чаще обращаться к истории.
 

Картина дня

наверх