Без малого сорок лет назад была введена в строй уникальная подводная лодка. Её история началась в декабре 1959 года с постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок».
Первоочередной была задача увеличить в два раза глубину и скорость подводного хода по сравнению с атомными подводными лодками первого поколения. Также намечалось использовать новые конструкционные материалы, создать новую энергетическую установку уменьшенных габаритов, новый противокорабельный комплекс с подводным стартом и новые торпеды. Было запрещено использовать уже готовые решения и оборудование, и новая лодка создавалась с чистого листа. Требовалось создать самую современную подводную лодку.
Разработка проекта завершилась в декабре 1960 года. Новая лодка создавалась из титана. Это позволяло уменьшить массу конструкции. Но если вы думаете что делать конструкции из титана просто, то вы очень и очень ошибаетесь. Титан капризный материал и при высокой температуре поглощает из воздуха водород и становится хрупким. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола.
Однажды это привело к трагедии. Рабочих готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха.
21 декабря 1968 года лодку спустили на воду. Через год на испытаниях при 80% мощности реактора АПЛ достигла скорости 42 узла, что превысило расчетную (38 узлов). После всплытия обнаружилось, что потоком воды была сорвана дверь в рубке, несколько лючков и обтекатель аварийного буя.
31 декабря 1969 государственная комиссия подписала приёмный акт. С момента выхода постановления до приёма лодки прошло десять лет. Столь большой срок между этими датами объяснялся высокой степенью новизны лодки и трудностями при её создании. Достаточно сказать, что потребовалась создать металлургию титановых сплавов и технолгии производства из титана.
Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е каждый житель Советского Союза заплатил рубль за эту подводную лодку. Поэтому сами создатели полушутя называли своё творение «золотой рыбкой». Правда, 20 миллионов удалось сэкономить, и эти средства были переданы на опытную эксплуатацию подводной лодки. В январе 1970 года она вошла в состав Северного флота под тактическим номером К-162, и год находилась в опытной эксплуатации, пройдя 40000 миль.
Из воспоминаний командира К-162 Юрия Голубкова: «Мы отрабатывали учебные задачи на полигоне, где ныне погиб «Курск». Вдруг доклад акустика: на траверзе правого борта шум винтов иностранной атомной подлодки. Понимаю, за нами вели слежку, и иностранец случайно вышел за пределы нашего кормового сектора, то есть зоны акустической тени. Командую — право на борт, и вывожу наглеца, как говорится, на чистую воду. Он же стремится снова зайти мне в корму, спрятаться в непрослушиваемом секторе. Чужак маневрировал резко и дерзко. Но у меня же скорость выше, и это я захожу ему в корму. И держусь в его кормовом секторе, несмотря на все выкрутасы, которые он совершал под водой. В конце концов, он понял, что ему не отвязаться и пошел прочь из наших террвод. Я проводил его до указанного мне рубежа, а потом вернулся в базу. И только потом, представив себе наше взаимное маневрирование как бы со стороны, испытал нечто похожее на ужас. Две огромные ядерные «коломбины» с немалой скоростью заходили в хвост друг другу, как истребители, причем на предельно малой «высоте», при этом ориентируясь только на шумы винтов».
А 18 декабря 1970 года состоялись испытания, на которых при мощности реакторов в 97% лодка достигла скорости 44,7 узла (82,78 км/час). Присутствующие на борту ощущали ускорение при наборе скорости от нуля до максимальной, а при поворотах появлялся сильный динамический крен. Это рекорд скорости до сих пор не побит.
В марте 1971 года гидрографические суда должны были зафиксировать новый рекорд скорости АПЛ на Мотовской мерной миле. Этот рекорд хотели приурочить к двадцать четвертому съезду КПСС, но из-за шторма суда не смогли выйти в море, а экипаж подводной лодки после третьего галса на скорости 44,85 узла (83,06 км/час) и стопроцентной мощности реакторов перестал справляться с управлением турбинами. Поэтому достигнутый рекорд не был зафиксирован.
Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Для этого впервые в мире были созданы низколетящие противокорабельные ракеты с подводным стартом «Аметист».
Её система самонаведения сама выбирала цель из нескольких основываясь на основе отраженных от целей сигналов и их расположения в ордере. На борту имелось десять таких ракет и четыре торпедных аппарата (12 торпед). Высокая автоматизация позволила снизить численность экипажа до восьмидесяти человек.
С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. В это же время авианосец США «Саратога» возвращаясь из Средиземного моря, обнаружил что его преследует неизвестная подводная лодка от которой невозможно оторваться даже на максимальной скорости в 30 узлов. Это была К-162. Командир АПЛ Голубков писал...«Я впервые ощутил реальную возможность занять любую нужную мне позицию относительно авианосца...».
Почему К-162 стала единственной лодкой проекта 661? Во-первых, военных не удовлетворяла шумность лодки. При скорости более 35 узлов из-за внешнего гидродинамического шума обстановка в рубке АПЛ напоминала дизельный отсек — уровень шума достигал 100 децибел. Во-вторых, конструкция АПЛ и система одержания на стартовой глубине была такова, что запустить все ракеты можно было только двумя залпами с промежутком в три минуты. Это могло значительно снизить эффективность атаки на авианосную группировку.
Поэтому в серию пошли «убийцы авианосцев» проекта 670. Они не обладали выдающимися скоростными характеристиками, но были дешевле и малошумней.
А ценнейший опыт полученный при создании К-162 пригодился для постройки АПЛ второго и третьего поколения вообще и подлодок с титановыми корпусами в частности.
http://www.rulinia.ru/hi-tech/samaya-bystraya-zolotaya-rybka...