На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Самая быстрая золотая рыбка

Подводная лодка проекта 661. Самая быстрая подводная лодка.
Подводная лодка проекта 661. Самая быстрая подводная лодка.

Без малого сорок лет назад была введена в строй уникальная подводная лодка. Её история началась в декабре 1959 года с постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О создании скоростной подводной лодки, новых типов энергетических установок и НИОКР для подводных лодок».

Первоочередной была задача увеличить в два раза глубину и скорость подводного хода по сравнению с атомными подводными лодками первого поколения. Также намечалось использовать новые конструкционные материалы, создать новую энергетическую установку уменьшенных габаритов, новый противокорабельный комплекс с подводным стартом и новые торпеды. Было запрещено использовать уже готовые решения и оборудование, и новая лодка создавалась с чистого листа. Требовалось создать самую современную подводную лодку.

Разработка проекта завершилась в декабре 1960 года. Новая лодка создавалась из титана. Это позволяло уменьшить массу конструкции. Но если вы думаете что делать конструкции из титана просто, то вы очень и очень ошибаетесь. Титан капризный материал и при высокой температуре поглощает из воздуха водород и становится хрупким. Сварку конструкций проводили в аргоновой среде вольфрамовыми электродами легированными редкоземельными элементами. Некоторые узлы сваривали в герметичных камерах, а сварщики там работали в подобии водолазных костюмов. Но самые крупные детали варились в цеху, и отработанный аргон скапливался возле пола.

Однажды это привело к трагедии. Рабочих готовились к сварке в цистерне, но там скопился аргон от предыдущих работ, и сварщики задохнулось. После этого был налажен контроль за составом воздуха.

21 декабря 1968 года лодку спустили на воду. Через год на испытаниях при 80% мощности реактора АПЛ достигла скорости 42 узла, что превысило расчетную (38 узлов). После всплытия обнаружилось, что потоком воды была сорвана дверь в рубке, несколько лючков и обтекатель аварийного буя.

К-162 в море
К-162 в море

31 декабря 1969 государственная комиссия подписала приёмный акт. С момента выхода постановления до приёма лодки прошло десять лет. Столь большой срок между этими датами объяснялся высокой степенью новизны лодки и трудностями при её создании. Достаточно сказать, что потребовалась создать металлургию титановых сплавов и технолгии производства из титана.

Создание АПЛ проекта 661 («Анчар») обошлось стране в 240 миллионов рублей. Т.е каждый житель Советского Союза заплатил рубль за эту подводную лодку. Поэтому сами создатели полушутя называли своё творение «золотой рыбкой». Правда, 20 миллионов удалось сэкономить, и эти средства были переданы на опытную эксплуатацию подводной лодки. В январе 1970 года она вошла в состав Северного флота под тактическим номером К-162, и год находилась в опытной эксплуатации, пройдя 40000 миль.

Из воспоминаний командира К-162 Юрия Голубкова: «Мы отрабатывали учебные задачи на полигоне, где ныне погиб «Курск». Вдруг доклад акустика: на траверзе правого борта шум винтов иностранной атомной подлодки. Понимаю, за нами вели слежку, и иностранец случайно вышел за пределы нашего кормового сектора, то есть зоны акустической тени. Командую — право на борт, и вывожу наглеца, как говорится, на чистую воду. Он же стремится снова зайти мне в корму, спрятаться в непрослушиваемом секторе. Чужак маневрировал резко и дерзко. Но у меня же скорость выше, и это я захожу ему в корму. И держусь в его кормовом секторе, несмотря на все выкрутасы, которые он совершал под водой. В конце концов, он понял, что ему не отвязаться и пошел прочь из наших террвод. Я проводил его до указанного мне рубежа, а потом вернулся в базу. И только потом, представив себе наше взаимное маневрирование как бы со стороны, испытал нечто похожее на ужас. Две огромные ядерные «коломбины» с немалой скоростью заходили в хвост друг другу, как истребители, причем на предельно малой «высоте», при этом ориентируясь только на шумы винтов».

А 18 декабря 1970 года состоялись испытания, на которых при мощности реакторов в 97% лодка достигла скорости 44,7 узла (82,78 км/час). Присутствующие на борту ощущали ускорение при наборе скорости от нуля до максимальной, а при поворотах появлялся сильный динамический крен. Это рекорд скорости до сих пор не побит.

В марте 1971 года гидрографические суда должны были зафиксировать новый рекорд скорости АПЛ на Мотовской мерной миле. Этот рекорд хотели приурочить к двадцать четвертому съезду КПСС, но из-за шторма суда не смогли выйти в море, а экипаж подводной лодки после третьего галса на скорости 44,85 узла (83,06 км/час) и стопроцентной мощности реакторов перестал справляться с управлением турбинами. Поэтому достигнутый рекорд не был зафиксирован.

Подводная лодка проекта 661 создавалась для борьбы с авианосными соединениями противника. Для этого впервые в мире были созданы низколетящие противокорабельные ракеты с подводным стартом «Аметист».

Противокорабельная ракета "Аметист"
Противокорабельная ракета "Аметист"

Её система самонаведения сама выбирала цель из нескольких основываясь на основе отраженных от целей сигналов и их расположения в ордере. На борту имелось десять таких ракет и четыре торпедных аппарата (12 торпед). Высокая автоматизация позволила снизить численность экипажа до восьмидесяти человек.

Ударный авианосец «Саратога»
Ударный авианосец «Саратога»

С 25 сентября по 4 декабря 1971 года К-162 совершила дальний поход в Атлантику. В это же время авианосец США «Саратога» возвращаясь из Средиземного моря, обнаружил что его преследует неизвестная подводная лодка от которой невозможно оторваться даже на максимальной скорости в 30 узлов. Это была К-162. Командир АПЛ Голубков писал...«Я впервые ощутил реальную возможность занять любую нужную мне позицию относительно авианосца...».

Почему К-162 стала единственной лодкой проекта 661? Во-первых, военных не удовлетворяла шумность лодки. При скорости более 35 узлов из-за внешнего гидродинамического шума обстановка в рубке АПЛ напоминала дизельный отсек — уровень шума достигал 100 децибел. Во-вторых, конструкция АПЛ и система одержания на стартовой глубине была такова, что запустить все ракеты можно было только двумя залпами с промежутком в три минуты. Это могло значительно снизить эффективность атаки на авианосную группировку.

Поэтому в серию пошли «убийцы авианосцев» проекта 670. Они не обладали выдающимися скоростными характеристиками, но были дешевле и малошумней.

А ценнейший опыт полученный при создании К-162 пригодился для постройки АПЛ второго и третьего поколения вообще и подлодок с титановыми корпусами в частности.

http://www.rulinia.ru/hi-tech/samaya-bystraya-zolotaya-rybka...

Картина дня

наверх