На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Подводные лодки идут на помощь.

Одним из важнейших условий действий подводных лодок в районах боевой службы является скрытность, нарушение условий скрытности приводило нередко к наказанию командира субмарины, вплоть до отстранения от командования. И если в военное время в принципе все ясно, то в мирный период каждый командир решает сам что важнее человеческая жизнь или буква приказа. Бывают ситуации, когда командир стоит перед выбором пренебречь распоряжениями и оказать помощь людям, находящимся в бедственном положении в море или несмотря ни на что продолжать свою боевую службу. Известно несколько случаев, когда командир субмарины, являясь свидетелем бедственного положения, или гибели судна продолжал выполнять свой боевой приказ и не выдавал своего местоположения. Так случилось 9 апреля 1981 года в Восточно-Китайском море, когда ПЛАРБ ВМС США «Джордж Вашингтон» столкнувшись с японским грузовым судном «Ниссио-мару» потопила его, погибли два моряка. Являясь виновником и свидетелем гибели судна, командир продолжил выполнение своей задачи не оказав помощи протараненному судну, у него был приказ, и он его выполнял. Аналогично вел себя и капитан ПЛА ВМС США «Гринвилл» когда 9 февраля 2001г. при всплытии его корабль протаранил японский учебный траулер «Эхиме-мару», экипаж после всплытия не сделал даже попытки помочь людям с гибнущего судна. Капитан траулера Хисао Ониси заявил, что команда подлодки «стояла и смотрела», как люди стараются спастись. «Ни один из пассажиров траулера не был спасен экипажем подводной лодки», - заявил Ониси. Оправдывая действия экипажа, командующий Тихоокеанским флотом США адмирал Том Фарго утверждал, что люки подлодки не открывались из-за волнения, но, по словам Ониси море было спокойным. В общем, субмарина ушла в базу, а из 35 человек с траулера спаслось только 26. Не стоит, однако думать, что американские подводники всегда вели себя так. 13 августа 1979 года ПЛА «Цинциннати» во Флоридском проливе спасла моряка упавшего с финского торгового судна «Finn Beaver». Но это пока единственный случай известный мне.

                    В отличие от западных коллег, советские моряки подводники неоднократно шли на помощь терпящим бедствие, не смотря на тяжесть возможного наказания. Вот только несколько подобных эпизодов которые мне известны.

Спасти «К-19».

                       Когда 3 июля 1961г. на ПЛАРБ проекта 658 «К-19»

 http://navycollection.narod.ru/library/soviet_subs/plarb/658...

(к-2р. Н.В.Затеев)  в  Атлантике произошла авария ядерного реактора, кроме подвига моряков «К-19» ценой своей жизни предотвративших ядерную катастрофу и спасших корабль, подлинное мужество и героизм продемонстрировали командиры и экипажи двух дизельных субмарин «С-270» и «С-159». После аварии правого реактора, «К-19» всплыла  в  надводное  положение  но доложить о ситуации командир не мог, вышла из строя дальняя радиосвязь. Ракетоносец выполнял свое  первое  боевое  патрулирование  в  рамках  флотских  учений «Полярный  круг»,  в них участвовало еще много дизельных подлодок, которые входили в завесу для перехвата ракетоносца. По приказу Затеева задействовали резервный маломощный передатчик, в надежде, что кто-то из них может принять сигнал. Радисты «С-270», которой командовал капитан 3 ранга Свербилов Жан Михайлович, «поймали» слабые сигналы «К-19», просившей о помощи, и доложили командиру. Жан Свербилов принял решение немедленно идти на помощь. Он трезво оценил обстановку и, не ожидая скорого решения «верхов», «вышел из завесы» и взял на себя инициативу по спасению людей и ответственность за прерванное участие в учении. Также повел себя и командир «С-159» капитан 3 ранга Вассер Григорий Александрович. Остальные из тех, кто тоже принял сигнал, ждали штабного разрешения. 4 июля первым к аварийной  лодке подошла «С-270», через ее антенны Н.В.Затеев установил связь и дал шифровку о аварии. Кроме того на дизельную лодку перевели часть команды с ракетоносца и Жан Свербилов даже попытался буксировать «К-19». Но сильная волна мешала маневру. Позже подошла и «С-159» Вассера, 5 июля на нее также перевели подводников с аварийной субмарины во главе с командиром. Все это время Затеев посылал радиограммы в штаб, но они оставались без ответа.  Приготовили торпеды на С-159» чтобы в случае угрозы захвата корабля западным флотом потопить «К-19». К счастью это делать не пришлось, подходили наши корабли и экипаж «К-19» на лодках Свербилова и Вассера пошел к родным берегам, где подводников приняли на надводные корабли. Когда «С-270» и «С-159» пришли в Полярный  они «светились» и их пришлось дезактивировать, экипажи также прошли обработку. Своим поступком Жан Свербилов и Григорий Вассер поставили под удар свою командирскую карьеру, но если бы они не решились оперативно оказать помощь «К-19» число погибших было бы выше, а возможно, что и ракетоносец спасти не удалось.

 

                                                           О, совьетико! Прима!
                   Летом 1966 года в глубинах нейтральных вод Тирренского моря  дизельная советская подводная лодка проекта 641

под командованием капитана 2 ранга А.Г. Бекетова, несла обычную боевую службу. При очередном всплытии в перископ командир увидел небольшой баркас, подававший сигналы бедствия.

— Что-нибудь существенное, Александр Георгиевич? — спросил у командира его заместитель по политической части.
— А посмотри! — предложил командир. — Ситуация!
Ситуация действительно складывалась головоломная. Всплывешь, чтобы помочь рыбакам, — нарушишь условия выполнения своей задачи, и оценка может быть законно снижена. А она добывалась неделями очень напряженного труда и вырисовывалась высокой. С другой стороны, уйти, оставить людей без помощи — это тоже не укладывается в сознании.
Все в центральном посту напряженно ждали, какое из двух решений примет командир.
— Надо же было им свалиться на нашу голову, — в сердцах сказал он. И отдал команду на всплытие.
По общему вздоху облегчения можно было судить: каждый из тех, кто находился сейчас рядом с командиром, поступил бы на его месте точно так же.

Через несколько минут наша лодка в открытую покачивалась на волнах. Нетрудно представить себе сначала изумление, а затем восторг итальянцев, когда они увидели, что спасение, как в сказке, пришло из морских глубин.
. — Америка? — тыча пальцем в сторону лодки, надрывая голос спрашивал один из рыбаков.
— Нет, мы — советские, — пояснил Александр Георгиевич и поправил пилотку, чтобы лучше была видна на ней красная звездочка.
— О, совьетико! Прима!

Их подняли на палубу «букашки». Двое были уже мужчины в годах, третий лет сорока, а четвертый – совсем юнец. Самый старший из них немного говорил по-русски. Оказалось четверо портовых грузчиков из Палермо, вышли  в море порыбачить и отдохнуть, но штормом их унесло в море, судно лишилось хода, и десять дней носилась по волнам в стороне от судоходных путей. Продукты кончились, как и питьевая вода, итальянцы из-за жары и отсутствия воды были в тяжелом состоянии.
На долгий разговор не было времени. Лодочный врач лейтенант Суровкин оказал им помощь. Наш матрос-дизелист перебравшийся на барказ, несколько минут повозился с двигателем, и он затарахтел ровно, уверенно. Рыбакам дали горючего, чтобы хватило до Сицилии, консервов, галет, пресной воды и сухого вина. Й еще сигнальщик подарил им на прощание добродушнейшую улыбку, подмигнул и сказал: «Привет Софи Лорен!»
Реакция командования, по факту нарушения скрытности и притупления бдительности, была скорой и жестокой. Над Бекетовым нависла угроза отстранения от командной должности.  Но произошло неожиданное. Добравшись до родных берегов, спасенные рыбаки со своими чадами, домочадцами, друзьями двинули в Рим и по-итальянски темпераментно устроили у советского посольства демонстрацию благодарности от сицилийских властей и граждан города Палермо. О этом от советского консула  стало известно в Москве. Глава МИД А.А.Громыко в разговоре с Министром обороны А.Гречко, узнав, что такой факт гуманизма проявлен нашими подводниками, просил поощрить командира как настоящего интернационалиста. Теперь уже перед старшими начальниками — дилемма: с одном стороны, надо бы поощрить командира лодки. Но с другой стороны... В общем А.Бекетов продолжил службу на подлодках, был награжден орденом, об этом случае рассказала в 1967 году «Красная звезда». Позднее командовал дизельной ракетной ПЛ пр.651 «К-58», был  заместителем  командира 35 ДиПЛ СФ...

http://alerozin.narod.ru/help.htm

Картина дня

наверх