На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Это не катастрофа, а проблемы восстановления. К переносу сроков перевооружения армии

  

Александр Горбенко

 

На днях прошла информация о переносе сроков выполнения программы перевооружения с 2020 на 2023 год. Обычно эта информация подаётся в контексте рассмотрения бюджета на трёхлетний период, следующей волны экономического кризиса и падения цен на нефть. На уровне слухов говорится о неких «проектах» сокращения расходов на оборону. Естественно, вывод из таких новостей напрашивается понятный: "национальную оборону хотят предать!"

Начнем с того, что никакого предательства или «проектов сокращения» программы перевооружения нет. Перевооружение остаётся главной задачей государства на предстоящие годы, чему есть объективные причины, повлиять на которые не сможет ни Минфин, ни правительство. Но есть наблюдаемые невооруженным взглядом задержки по некоторым видам новых вооружений. Например, Владимир Поспелов (член Военно-промышленной комиссии при правительстве) заявил вчера, что сроки завершения постройки и ввода в строй новых атомных подводных лодок проекта 955 «Борей» и 885 «Ясень» могут быть выполнены позже 2020 года. Неужели предательство?

Давайте посмотрим, что является причиной увеличения сроков. Начнем с того, что обе серии были увеличены до 10 единиц. А сами лодки будут строиться по изменённым проектам: многоцелевые лодки – по проекту 885М (08851), а на части лодок проекта 955, количество баллистических ракет увеличено до 20. Действительно, изменение проектов «на ходу», также как и увеличение количества заказанных лодок, вызвано объективной необходимостью, а желание получить более современное и качественно лучшее оружие – вполне правильное – лучше иметь расширенные боевые возможности сразу, чем пытаться чем-то их компенсировать потом. Но на скорости строительства (а в дальнейшем и на вводе в строй, поскольку многие системы не планировались по первоначальным проектам) это желание скажется понятным образом – сроки будут увеличены. Не прибавила скорости строительства и задержка с подписанием контракта – напомню, заказчика (МО) не устраивала стоимость лодок изменённых проектов, из-за чего подписание состоялось совсем недавно (притом, что фактически, изготовление секций ещё не заказанных лодок уже было начато). В результате, Объединённую судостроительную корпорацию (ОСК) «прогнули» по цене, и, теперь уже бывший глава госкорпорации Роман Троценко, сказал, что лодки будут строиться без прибыли.

Кстати, глава ОСК, на днях покинувший пост по истечении трудового договора (или контракта – кому как нравится), относится к категории «эффективных менеджеров», которых так часто критикуют за финансово-экономический подход к управлению предприятиями и ведомствами. В его задачи за трёхлетний период управления входил «отъём» кораблестроительных и конструкторских активов у частных владельцев и возвращение их в собственность государства, создание единого управления всеми мощностями и оживление самого производства. С этой задачей он справился блестяще. И теперь, когда отрасль реанимирована и требуется уже само производство, пост занял именно производственник – бывший руководитель «Севмаша» Андрей Дьячков. А в прощальном интервью Роман Троценко приоткрыл некоторые причины задержек:

«…По массе проектов у нас не было согласованных технических заданий, и в процессе постройки корабля его проект корректировали сразу с нескольких сторон — главкомат ВМФ, номерные институты Минобороны, несколько департаментов самого министерства».

Ещё одной причиной задержек по некоторым вооружениям является сама их техническая новизна и сложность. Известный всем срыв сроков по комплексу ПВО С-400 (С-300ПМ-3) – при всем уважении к тем, кто желал бы объяснить его проблемой руководства – это техническая проблема. Невозможно за короткий срок сделать качественно новое и технически сложное оружие, даже при нормальном финансировании. Тем не менее, возможно, «нагоняй» и кадровые перестановки всё же ускорили процесс – дальняя ракета комплекса (40Н6) успешно испытана. Теперь потребуется какое-то время для её доведения, и ещё какое-то время для запуска в серию. Можно гордиться коллективом бывшего НИЭМИ (ныне «Концерн «Антей»), сумевшим за месяц (!) полностью переделать аппаратную базу альтернативного комплекса С-300В4, успешно его испытать и начать подготовку к производству. Но такая работа пока, к сожалению, не может стать нормой во всей оборонной отрасли –  она слишком долго выживала только своими силами. Тем не менее, результат работы над новым оружием появляется, пускай и не в самые стахановские сроки. Идёт доводка морских зенитных комплексов: средней дальности «Полимент-Редут» готовится к испытаниям; ближнего боя «Панцирь-М» меняется по сравнению с первоначальным вариантом, для увеличения его эффективности. А без этих комплексов (так же как без некоторых других, находящихся на стадии испытаний/доводки), например, задерживается достройка фрегата проекта 22350, хотя корпус головного корабля «Адмирал Горшков», спущен со стапелей Северной верфи уже давно.

Итак, можно сразу признать, что заложенные первоначально сроки перевооружения по некоторым образцам не будут выполнены (по объективным причинам). А можно за каждый срыв устраивать выволочки на самом высоком уровне, публичные порки и принимать кадровые решения. На мой взгляд, первый вариант более рационален. В конце концов, признавать ошибки всё равно придётся, а перекладывать ответственность на других бесконечно нельзя. Ведь будет же снова «зимнее время». Будет и новая военная техника. 

http://www.odnako.org/blogs/show_19511/

Картина дня

наверх