«Морским судам быть».
Именно с этой фразы в России ведёт своё начало военно-морской флот. В 1696 году 24-летним Петром I принимается решение, которое теперь именуется историческим. 30 октября Боярская дума даёт добро на создание полноценного флота, который призван защищать рубежи России. И решение о создании флота было принято отнюдь не спонтанно.
Горький опыт помог Петру прийти к выводу, что без морских кораблей военного назначения успех в войнах того времени оставался бы недостижимой мечтой. Да и была бы создана империя без мощный на тот момент военно-морской составляющей? – вопрос риторический…
А горький опыт – это, к примеру, о его первом Азовском походе образца 1695 года, который закончился неудачей для русского войска. Если говорить об имевшихся на тот момент в распоряжении русской армии судах, то судами это можно назвать с большой натяжкой. Армия использовала плоты и струги для доставки продовольствия, боеприпасов и некоторых подразделений личного состава. Естественно, что ни о каких боевых кораблях речи на тот момент не шло. За исключением взятия двух опорных башен в районе донского устья, у которого и располагалась османская крепость, у русской армии добиться серьёзных успехов не получилось.
А горький опыт – это, к примеру, о его первом Азовском походе образца 1695 года, который закончился неудачей для русского войска. Если говорить об имевшихся на тот момент в распоряжении русской армии судах, то судами это можно назвать с большой натяжкой. Армия использовала плоты и струги для доставки продовольствия, боеприпасов и некоторых подразделений личного состава. Естественно, что ни о каких боевых кораблях речи на тот момент не шло. За исключением взятия двух опорных башен в районе донского устья, у которого и располагалась османская крепость, у русской армии добиться серьёзных успехов не получилось.
Попытки штурма крепости Азов сначала полностью проваливались, затем в крепость пробиться всё-таки удалось, однако в итоге всё равно пришлось отступить. В октябре того же года осада Азова была вынужденно снята. Однако на занятых ранее позициях были оставлены до трёх тысяч стрельцов, которые заняли позиции у тех самых опорных башен (каланчей), перекрывавших Дон для прохода речных судов посредством переброски через русло своеобразной преграды в виде этакого каната.
Пётр I осознавал, что победа в Азове была близка, однако она буквально выскользнула из рук. Одной из причин такого выскальзывания было названо отсутствие боеспособного флота, с помощью которого можно было бы усилить натиск на противника, перекрыть основные направления подхода дополнительных сил турок и нанести решающий удар.
Необходимо отметить, что строительство пушечных галер при Петре было начато ещё до первого похода на Азов. Само строительство проходило в селе Преображенское. Далее галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где на специально сооружённых для этих целей верфях проводилась окончательная сборка флотских кораблей с последующим их спуском на донскую воду. Речь о галере «Принципиум», галере капитана А.Вейде и др. Однако в срок собрать корабли не успели, и потому все усилия корабелов стали направляться на создание военных судов уже ко втором Азовскому походу.
Воронежская верфь в 1696 году закипела усердной работой. К процессу были подключены мастера не только из России. Активно приглашались Петром I инженеры из Европы, включая Германию и Голландию. Именно в 1696 году начинается так называемое кумпанство при строительстве военных кораблей. Кумпанство – это распределение «корабельных» лесов между отдельными, как бы сейчас сказали, компаниями (в петровском варианте – кумпанствами). Кумпанствами в XVI веке назывались товарищества, составленные из землевладельцев, которых привлекали к постройке и последующему снаряжению кораблей.
Обращает на себя внимание тот факт, что несколько кумпанств, занятых в процессе строительства кораблей на Воронежской верфи, принадлежали церкви. Работа кумпанств впоследствии была признана малоэффективной, и Петром сами кумпанства были упразднены с одновременным введением особого налога. В учебно-методическом пособии «История Воронежского края» В.И.Пановой приводится название для налога, используемое самодержцем:
По сути, это был один из вариантов налоговой реформы, после которых часть средств уходила на нужды армии (в данном случае – флота).
Однако кумпанства были упразднены лишь в 1700 году, а до этого именно их непосредственное участие и позволило создать первые русские военные корабли. Необходимо отметить, что в ходе работ самовольная вырубка корабельного леса, включая вырубку дуба и осины в окрестностях Воронежа, была запрещена. Лиц, которые пытались продолжить промысел древесины на среднем и верхнем Дону, ожидала смертная казнь.
Курировал работу по постройке первых кораблей военного флота Антон Лаврентьевич Веневитинов, который собрал поистине бесценную коллекцию документов, касающихся строительной кампании на Воронежской земле.
Первые военные корабли (упомянутый «Принципиум», а также «Святой Марк» и «Святой Матфей») были спущены на воду 2 апреля 1696 года. Некоторые источники называют именно эту дату днём основания отечественного военно-морского флота. Однако в официальной военно-морской литературе, включая справочники, предпочтение отдаётся всё же именно 30 октября, когда упомянутой выше Боярской думой не без усилий молодого Петра принимается решение о подготовке целой программы по строительству военных кораблей различных категорий, включая линейные корабли, которых ранее в составе юного флота не существовало.
Картина А.Рябушкина «Боярская дума»
В решении Боярской думы первоначально речь шла о 52 кораблях, но впоследствии число создаваемых по плану кораблей было доведено до 77.
Возвращаясь к истории петровских походов на Азов, необходимо сказать о том, что 19 июля 1696 года крепость была русскими войсками взята. Турецкому гарнизону не помогло войско крымского хана (в исторических источниках фигурирует число в 60 тысяч человек). Буквально через неделю с небольшим после взятия Азова Пётр I распоряжается об основании пункта базирования морского флота на Таганьем мысу – там, где сегодня стоит славный город Таганрог.
Говоря о временах создания русского военно-морского флота, нельзя не сказать о настоящей гордости русского флота тех времён – 58-пушечном линейном корабле «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»), который, как утверждают архивные документы, создавался по чертежам самого Петра. В материалах С.И.Елагина «История русского флота. Период Азовский - Воронеж» (1997 г.) автор склонен полагать, что чертежи Пётр привёз с собой из Британии. В принципе, были ли чертежи сугубо петровскими или же Петром переработанными для создания корабля, способного ходить по мелководью, не столь и важно.
Этот корабль, который иначе как красавцем называть сложно, был спущен на воду в мае 1700 года. При этом начинал строиться он в ноябре 1698 года. Сам Пётр в своих записках сделал пометку следующего характера:
Гравюра Адриана Шхонебека «Гото Предестинация»
Судьба «Гото Предестинации» драматична. Несколько лет корабль не покидал реки Воронеж. Его осадка не позволяла ему преодолеть устье. Было принято решение переместить корабль на «большую воду» с помощью камелей. В Азове «Гото Предистинация» оказалась лишь спустя 10 лет после своего спуска на воду в Воронеже. В 1711 году корабль приписывается к эскадре русского адмирала норвежского происхождения Корнелиуса (Корнелия Ивановича) Крюйса.
А уже через год по стечению обстоятельств линейный корабль вместе с тремя другими судами был продан туркам и оказался в Стамбуле, где был переименован в «Kapudâne-i Mosko» (в русском варианте звучит как «Московский капудание»). Через 18 лет после постройки «Гото Предестинации» турки продали корабль на слом, посчитав его непригодным для участия в крупных сражениях и отнимающим немало средств на обслуживание.
Удивительно, но спустя почти три сотни лет «Гото Преденистация» (конечно же, копия, но весьма точная) снова появилась на реке Воронеж. Это весьма символично - как момент исторической справедливости и связи времён.
Увидеть корабль можно в столице Черноземья, по праву носящей имя колыбели русского военно-морского флота, со дня основания которого прошло долгих 319 лет.
Пётр I осознавал, что победа в Азове была близка, однако она буквально выскользнула из рук. Одной из причин такого выскальзывания было названо отсутствие боеспособного флота, с помощью которого можно было бы усилить натиск на противника, перекрыть основные направления подхода дополнительных сил турок и нанести решающий удар.
Необходимо отметить, что строительство пушечных галер при Петре было начато ещё до первого похода на Азов. Само строительство проходило в селе Преображенское. Далее галеры в разобранном виде доставлялись в Воронеж, где на специально сооружённых для этих целей верфях проводилась окончательная сборка флотских кораблей с последующим их спуском на донскую воду. Речь о галере «Принципиум», галере капитана А.Вейде и др. Однако в срок собрать корабли не успели, и потому все усилия корабелов стали направляться на создание военных судов уже ко втором Азовскому походу.
Воронежская верфь в 1696 году закипела усердной работой. К процессу были подключены мастера не только из России. Активно приглашались Петром I инженеры из Европы, включая Германию и Голландию. Именно в 1696 году начинается так называемое кумпанство при строительстве военных кораблей. Кумпанство – это распределение «корабельных» лесов между отдельными, как бы сейчас сказали, компаниями (в петровском варианте – кумпанствами). Кумпанствами в XVI веке назывались товарищества, составленные из землевладельцев, которых привлекали к постройке и последующему снаряжению кораблей.
Обращает на себя внимание тот факт, что несколько кумпанств, занятых в процессе строительства кораблей на Воронежской верфи, принадлежали церкви. Работа кумпанств впоследствии была признана малоэффективной, и Петром сами кумпанства были упразднены с одновременным введением особого налога. В учебно-методическом пособии «История Воронежского края» В.И.Пановой приводится название для налога, используемое самодержцем:
на починку тех кораблей и на покупку всяких корабельных припасов, и на дачу плотникам и кузнецам разным мастерам, столярам, матросам жалованных и кормовых денег.
По сути, это был один из вариантов налоговой реформы, после которых часть средств уходила на нужды армии (в данном случае – флота).
Однако кумпанства были упразднены лишь в 1700 году, а до этого именно их непосредственное участие и позволило создать первые русские военные корабли. Необходимо отметить, что в ходе работ самовольная вырубка корабельного леса, включая вырубку дуба и осины в окрестностях Воронежа, была запрещена. Лиц, которые пытались продолжить промысел древесины на среднем и верхнем Дону, ожидала смертная казнь.
Курировал работу по постройке первых кораблей военного флота Антон Лаврентьевич Веневитинов, который собрал поистине бесценную коллекцию документов, касающихся строительной кампании на Воронежской земле.
Первые военные корабли (упомянутый «Принципиум», а также «Святой Марк» и «Святой Матфей») были спущены на воду 2 апреля 1696 года. Некоторые источники называют именно эту дату днём основания отечественного военно-морского флота. Однако в официальной военно-морской литературе, включая справочники, предпочтение отдаётся всё же именно 30 октября, когда упомянутой выше Боярской думой не без усилий молодого Петра принимается решение о подготовке целой программы по строительству военных кораблей различных категорий, включая линейные корабли, которых ранее в составе юного флота не существовало.
Картина А.Рябушкина «Боярская дума»
В решении Боярской думы первоначально речь шла о 52 кораблях, но впоследствии число создаваемых по плану кораблей было доведено до 77.
Возвращаясь к истории петровских походов на Азов, необходимо сказать о том, что 19 июля 1696 года крепость была русскими войсками взята. Турецкому гарнизону не помогло войско крымского хана (в исторических источниках фигурирует число в 60 тысяч человек). Буквально через неделю с небольшим после взятия Азова Пётр I распоряжается об основании пункта базирования морского флота на Таганьем мысу – там, где сегодня стоит славный город Таганрог.
Говоря о временах создания русского военно-морского флота, нельзя не сказать о настоящей гордости русского флота тех времён – 58-пушечном линейном корабле «Божье Предвидение» («Гото Предестинация»), который, как утверждают архивные документы, создавался по чертежам самого Петра. В материалах С.И.Елагина «История русского флота. Период Азовский - Воронеж» (1997 г.) автор склонен полагать, что чертежи Пётр привёз с собой из Британии. В принципе, были ли чертежи сугубо петровскими или же Петром переработанными для создания корабля, способного ходить по мелководью, не столь и важно.
Этот корабль, который иначе как красавцем называть сложно, был спущен на воду в мае 1700 года. При этом начинал строиться он в ноябре 1698 года. Сам Пётр в своих записках сделал пометку следующего характера:
…ноября в 19 день на память святого мученика Авдия заложили корабль, именуемый «Божие Предвидение». Киль положили длина 130 футов, ширина 33 фута.
Гравюра Адриана Шхонебека «Гото Предестинация»
Судьба «Гото Предестинации» драматична. Несколько лет корабль не покидал реки Воронеж. Его осадка не позволяла ему преодолеть устье. Было принято решение переместить корабль на «большую воду» с помощью камелей. В Азове «Гото Предистинация» оказалась лишь спустя 10 лет после своего спуска на воду в Воронеже. В 1711 году корабль приписывается к эскадре русского адмирала норвежского происхождения Корнелиуса (Корнелия Ивановича) Крюйса.
А уже через год по стечению обстоятельств линейный корабль вместе с тремя другими судами был продан туркам и оказался в Стамбуле, где был переименован в «Kapudâne-i Mosko» (в русском варианте звучит как «Московский капудание»). Через 18 лет после постройки «Гото Предестинации» турки продали корабль на слом, посчитав его непригодным для участия в крупных сражениях и отнимающим немало средств на обслуживание.
Удивительно, но спустя почти три сотни лет «Гото Преденистация» (конечно же, копия, но весьма точная) снова появилась на реке Воронеж. Это весьма символично - как момент исторической справедливости и связи времён.
Увидеть корабль можно в столице Черноземья, по праву носящей имя колыбели русского военно-морского флота, со дня основания которого прошло долгих 319 лет.