На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Бегущая по волнам

111 подписчиков

Русское торпедное оружие - блеск побед и драматизм разработок

Опубликовано 15.01.2011 автором Владимир Додонов

И.Ф. Александровский

Первого в мире успешного применения торпеды добились русские моряки. Это произошло 14 января 1878 года благодаря таланту, настойчивости и энтузиазму тогда еще лейтенанта С.О. Макарова. Однако мало кто знает, что не только в применении, но и в создании торпедного оружия приоритет тоже принадлежит России. Наш талантливый изобретатель И.Ф. Александровский представил на
рассмотрение Морского министерства проект создания торпеды на год раньше, чем запатентовал свое изобретение Р. Уайтхед.

После этого началась очень упорная и полная драматизма борьба за то, чьи торпеды поступят на вооружение российского флота. Мы уже привыкли к тому, что в России в подобных случаях приходилось бороться с беспросветной чиновничьей бюрократией и полным непониманием во властных кругах.

Парадоксально, но на этот раз все было совсем иначе. Александровского поддерживал управляющий Морским министерством Н.К. Краббе и целый ряд видных русских адмиралов. Однако против него выступало время и технологическая отсталость России.

 

В средине 80-х годов XIX века сложилась крайне опасная для России обстановка на Черном море. Надвигалась новая война с Турцией (1877-1878 гг.). К тому времени турецкий флот имел 13 броненосцев и много других современных бронированных кораблей, построенных в Англии и Франции. Россия могла противопоставить этому всего два броненосца береговой обороны («поповки») и несколько слабо вооруженных пароходов. Необходимо было срочно найти действенные средства для борьбы с сильным флотом потенциального противника.
В этих условиях руководство морского ведомства решило обратить внимание на уже около 10 лет лежавшие «под сукном» предложения русских новаторов об использовании минных катеров и нового вида оружия - торпед, которые к тому времени стали поступать на вооружение флотов основных морских держав мира.

В 1865 году талантливый русский изобретатель И.Ф. Александровский представил в Морское министерство проект «самодвижущегося торпедо». Тогда проект был признан преждевременным. Однако Александровский продолжал работу над ним одновременно с разработкой проекта подводной лодки как основного носителя торпедного оружия. В 1868 году он представил на рассмотрение Морского
министерства второй проект торпеды. На этот раз ему разрешили построить образец за свой счет с последующей оплатой министерством понесенных изобретателем расходов. К началу 1874 года вручную в частной слесарной мастерской (как сейчас говорят – в гараже и на коленке) были изготовлены две торпеды. Их испытания подтвердили принципиальную возможность торпед, но низкое качество изготовления образцов не позволяло использовать их практически. Торпеда Александровского была тяжела, громоздка и тихоходна.

Торпеда  Александровского

В те годы над созданием торпедного оружия активно работали и в других странах, прежде всего, в Австрии. Первый в этой стране проект торпеды был создан неизвестным автором, после смерти, которого дело перешло к капитану австрийского флота М. Луппису. В 1864 году была изготовлена действующая модель торпеды, но ее доработка шла плохо. В 1864 году к проекту подключился англичанин Р. Уайтхед, который имел хорошее инженерное образование и небольшой, но хорошо оснащенный механический завод в австрийском портовом городе Фиуме. В 1866 году, на год позже Александровского, Р. Уайтхед делает заявку на свое изобретение. Сначала он продал свою торпеду Австрии, затем Англии, Франции и ряду других государств, а в 1873 году усовершенствованный вариант торпеды был предложен России.

Торпеда  Уайтхеда

К 1874 году торпеда Уайтхеда, несмотря на значительно меньшие габариты, чем у И.Ф. Александровского, обладала почти
вдвое большей скоростью. Не считаться с этим было нельзя. Морское министерство поручает И.Ф. Александровскому до 15 марта 1875 года разработать новый проект торпеды. Изготовление образца на этот раз поручается слесарной мастерской в Новом Адмиралтействе. Между тем неизбежность войны с Турцией становилась все более очевидной. Вопрос о приобретении торпед надо было решать срочно, ведь после закупки их надо было поставить на флот, приспособить корабли для стрельбы ими, обучить личный состав и отработать тактику применения. Управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе, и другие специалисты выступали за закупку торпед Александровского, хотя их испытания затягивались, а результаты совсем не радовали.

Дело передали в специальный комитет, состоявший из наиболее авторитетных специалистов в области военно-морских вооружений. Его члены однозначно выступили за скорейшую покупку торпеды Уайтхеда. Их главным аргументом было то, что торпеда Уайтхеда уже готова, ее можно быстро купить и приступить к освоению на кораблях флота. Таким образом, в 1876 году был подписан контракт на поставку в течение двух лет 100 торпед Уайтхеда. Россия стала шестым государством, обладателем этого грозного оружия. Александровский входил в состав комиссии, которая ездила в Австрию для заключения контракта и организации приемки торпед. Сразу же в Кронштадте и Николаеве были созданы мастерские для производства торпед. Первая отечественная боевая торпеда была изготовлена по образцу австрийской в Кронштадтских мастерских осенью 1878 года. Она полностью соответствовала техническим требованиям и была в полтора раза дешевле австрийской.

Австрийские торпеды были дорогими, начальство их берегло, поэтому получить торпеды даже для боевого применения было очень трудно. Еще в 1876 году лейтенант С.О. Макаров предложил использовать минные катера для атаки крупных кораблей противника. С началом войны этот проект был реализован. Макарову выделили пароход «Великий князь Константин», который переоборудовали для транспортировки четырех паровых катеров, вооруженных шестовыми минами. Применяя такие мины, надо было подходить к неприятельскому кораблю вплотную. Понятно, что такая операция была крайне опасной, а главное, малоэффективной. Затем Макаров разработал буксируемую мину - крылатку. Хотя операции с минными катерами позволили Макарову и его сподвижникам добиться значительных успехов, было ясно, что шестовые и буксируемые мины не имеют будущего.

Появление торпед изменило ситуацию коренным образом. Макаров был готов к немедленному применению их на своих катерах, но начальство отказалось выдать ему даже 4 торпеды. Тогда Макаров направил срочную телеграмму в Морское министерство. Только после прямого указания из Петербурга 4 торпеды были получены. Первая торпедная атака турецкого корабля была произведена ночью с 16 на 17 декабря 1877 года. Минные катера «Чесма» и «Синоп» выпустили две торпеды по турецкому броненосцу «Махмудие», однако торпеды прошли мимо цели. У Макарова оставалось только две торпеды. Ему нужно было добиться боевого успеха, чтобы на практике доказать перспективность своей идеи минных, теперь уже торпедных, катеров.

В ночь на 14 января 1878 года на Батумском рейде те же катера «Чесма» и «Синоп» атаковали торпедами сторожевой турецкий пароход
«Интибах». На этот раз обе торпеды попали в цель. Пароход лег на правый борт и быстро погрузился на дно. Эта операция вошла в историю
военно-морского искусства как первая в мире успешная торпедная атака, обеспечившая потопление вражеского корабля. Одновременно она
стала последней морской операцией этой войны, в которой Черноморский флот добился целого ряда блестящих побед над гораздо более сильным
турецким флотом.

После войны в России было налажено серийное заводское производство торпед, а также начались планомерные работы по их усовершенствованию. Вскоре торпеды стали основным оружием миноносцев и эсминцев, подводных лодок, торпедных катеров. Значительный прогресс был достигнут в конструкции этого оружия. В целом, наша страна всегда была на уровне мировых достижений в этой области.

А вот судьба И.Ф. Александровского, как одного из наиболее деятельных энтузиастов создания торпедного оружия и подводных лодок, сложилась трагически. Последние годы его жизни оказались весьма трудными. В 1881 году он был
уволен из Морского технического комитета с полным прекращением выплаты жалования. Хлопоты о назначении пенсии ни к чему не привели,
и материальное положение семьи стало крайне тяжелым. Престарелый изобретатель, отдавший отечественному флоту не только лучшие годы своей жизни, здоровье и силы, но практически и все свое состояние, остался без средств к существованию. В 1893 году он тяжело заболел и, будучи практически на последней стадии бедности, был помещен в городскую богадельню, где и умер.

При написании статьи были использованы следующие материалы.

  • Коршунов Л.Ю. Иван Федорович Александровский 1817-1894. Москва. 1997 г.
  • Коршунов Л.Ю., Успенский Г.В. Торпеды российского флота. Санкт-Петербург. 1993 г.
  • Сборник. Деятельность вице-адмирала С.О. Макарова в судостроении. Ленинград. 1977 г.
  • Аммон Г.А. Морские памятные даты. Москва. 1987 г.

К сожалению, судьба Александровского далеко не уникальна. Ее разделили многие наши одаренные изобретатели и новаторы, искреннее и бескорыстное стремление которых послужить на благо нашей страны не нашло должного понимания и поддержки со стороны властей. Думаю, что и сейчас такие случаи совсем не редкость. Если Вам известны такие примеры, напишите об этом в комментарии к этой статье. Это будет интересно.

http://www.korvet2.ru/blog/?p=230#more-230

Картина дня

наверх